Контейнеризация перевозок привела к созданию такой формы транспортного обслуживания, как сдача контейнеров, ролл-трейлеров, автотрейлеров, автотягачей в аренду как грузовладельцам, экспедиторам, так и перевозчикам (лизинговые операции).
Первые упоминания о такого рода сделках относятся еще к XI веку: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам чугунные якоря, которые по окончании плавания возвращались их владельцам, чтобы вновь быть сданными в аренду. Считают, что слово лизинг (англ. to lease – сдавать в наем) вошло в
употребление в последней четверти XIX столетия, когда в 1877 г. американская телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.
В 1952 г. американская «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» основала первое общество, для которого лизинг стал предметом основной деятельности.
На европейском рынке первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. При участии американского капитала были созданы лизинговые компании в ФРГ [6].
|
|
В настоящее время лизинг на Западе стал главным способом обновления парка грузовых автомобилей. Доля лизинга в продажах некоторых западно-европейских производителей грузовиков составляет не менее 15-20%. В США эта доля еще выше – для новых автомобилей она достигает 40%. Примерно столько же – 30-40% продаж - насчитывает доля лизинговых машин и в странах Центральной и Восточной Европы.
Парк подвижного состава транспортных средств РФ крайне изношен, поэтому использование лизинга в качестве инструмента обновления парка подвижного состава на сегодняшний день является актуальным. По данным Национальной ассоциации транспортников, в России в 1996 г. износ основных производственных фондов на транспортных предприятиях составлял, %: на авиационном транспорте –61; на железнодорожном - 54; на автомобильном (без дорожного хозяйства) –60; на морском –50; на речном – 43.
В соответствии с Федеральным законом «О лизинге» N 164-ФЗ от 05.11.1998 г. лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Основным формами являются внутренний и международный лизинг.
К основным типам лизинга относятся:
● долгосрочный – лизинг, осуществляемый в течение трех лет;
● среднесрочный – лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;
● краткосрочный – лизинг, осуществляемый в течение менее полугода.
|
|
Основные виды лизинга
Финансовый лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга [6].
В качестве главных преимуществ лизинга для клиента являются:
- поддержание производства на современном уровне;
- эффективное использование собственных средств;
- максимальная отсрочка платежа;
- новый уровень сервиса;
- ускоренная амортизация;
- налоговая оптимизация;
- улучшение структуры финансовой отчетности;
- сохранение существующих кредитных линий [15].
При выводе оборудования из аренды лизинговые компании проводят жесткую политику в отношении технического состояния парка оборудования. Они предъявляют перевозчику счета на оплату стоимости любых (даже самых мелких) повреждений контейнеров, ролл- и автотрейлеров и др. В связи с этим рекомендуется пользоваться услугами независимых сюрвейерных фирм для осмотра оборудования: при взятии в аренду; при сдаче из аренды; перед ремонтом; после ремонта. При этих осмотрах cюрвейеры руководствуются стандартами Международного института контейнерных арендодателей - IICL. Сюрвейер - эксперт, занимающийся обследованием груза, судна, контейнера, вагона, трейлера и т.д. и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при любой аварии.
Особую форму аренды транспортного оборудования представляет собой аренда судов и самолетов, когда в распоряжение фрахтователя переходит транспортное средство без экипажа и с экипажем. Гражданский Кодекс Российской Федерации различает два вида договоров аренды транспортных средств (фрахтование на время):
· По договору аренды транспортных средств с экипажем арендодательпредоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользованиеи оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 2, ст. 642).
· По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 2, ст. 642).
Договор аренды может быть заключен на все судно или на определенную часть его грузовместимости, на календарный период либо на один или несколько рейсов
|
|
Димайз-чартер, когда судно фрахтуется на время и фрахтователь сам нанимает капитана и команду, несет все расходы по их содержанию, контролирует работу судна, заботится о ремонте и снабжении судна, обеспечивает его топливом, оплачивает все расходы и выступает во всех отношениях как оператор перевозки. Такая же аренда самолетов, когда в распоряжение фрахтователя (арендатора) переходит не только транспортное средство, но и его экипаж, на английском языке носит название «чартер/вет».
Передача судна на несколько лет со сменой флага, без экипажа носит название бэрбоут-чартера и является практически продажей судна в рассрочку с внесением определенного процента договорной стоимости судна при заключении договора с последующей платой определенной суммы судовладельцу в ходе эксплуатации.