Тема 1. Введение в предмет ЭиППД

При изучении данной темы необходимо уяснить предмет, задачи и принципы «Этики и психологии профессиональной деятельности», ее основные категории, а также проблемы этики и психологии профессиональной деятельности в истории философской и психологической мысли.

Изучение любой научной дисциплины начинается с ответа на вопрос: что она призвана изучать, каков ее предмет?

Предмет науки – это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».

Предметом ЭиППД является психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Психология и этика делового общения – составная часть комплекса психологических наук и этики, поэтому она опирается на основные категории и принципы, разработанные общей психологией.

Важнейшими принципами являются:

· принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;

· принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

· принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Основными категориями ЭиППД являются «психология личности», «психология общения» и «психология рабочей группы».

«Психология личности» - категория данной учебной дисциплины, включающая знания об источниках активности личности, индивидуально-психологических процессах, свойствах, состояниях, их проявлении в профессиональной деятельности.

«Психология общения» - категория, включающая знания о проявлении личностных особенностей, закономерностях восприятия, взаимодействия и передачи и приема информации людьми, которые общаются друг с другом.

«Психология рабочей группы (команды, коллектива)» – категория, включающая знания о групповых целях, потребностях, интересах, групповых нормах, групповом сознании, морально-психологическом климате, корпоративной морали, которую исповедует группа людей, реализующая социально значимые цели.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает следующие задачи:

· овладеть знаниями о психических явлениях, психологических и этических особенностях и специфике профессионального взаимодействия;

· выработать умения и навыки конструктивного делового общения.

Теоретическими предпосылками развития и становления ЭиППД считаются работы из области социальной и общей психологии, а также соответствующие идеи и теории из области этики.

Морально-психологические свойства людей как субъектов общения рассматриваются уже в работах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы Нового времени Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Гельвеций и др.

Вклад отечественных философов, социологов и психологов в развитие психологии и этики делового общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: