При изучении данной темы необходимо уяснить, что факторы, которые служат причиной непонимания общающихся людей, и, как следствие, могут создавать предпосылки конфликтного поведения, называют барьерами общения.
Формы барьеров общения:
1. Барьеры понимания:
· фонетический барьер (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов и звуков-паразитов);
· стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения; или стиля общения и актуального психического состояния партнера по общению);
· семантический барьер (различие в системах значений слов);
· логический барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2. Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);
3. Барьеры отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую информацию).
|
|
Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам:
· потребности;
· мотивы;
· цели;
· установки;
· характерологические особенности человека.
Факторы, нейтрализующие барьеры в профессиональном общении и побуждающие к продуктивной деятельности:
· рабочая среда;
· вознаграждение;
· безопасность;
· личное развитие и рост;
· чувство причастности;
· интерес и вызов.