Тема 5. Общение и межличностные отношения.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Ситуации, по поводу которых общаются люди:
· цель общения – вне самого взаимодействия людей (деловое или профессиональное общение);
· цель общения в нем самом (дружба, любовь и др.);
· цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения (обучение, психотерапия и др.);
· цель общения – приобщение самого инициатора общения к ценностям партнера (приобретение знаний и пр.).
В профессиональном общении предметом общения является дело (…).
Особенности профессионального общения:
· партнер в профессиональном общении всегда выступает как личность значимая для субъекта;
|
|
· общающихся людей отличает хорошее понимание в вопросах дела;
· основная задача профессионального общения – продуктивное сотрудничество.
В процессе общения выделяют три его стороны:
· коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;
· перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установление между ними взаимопонимания;
· интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.