Покупатели тем более чувствительны к цене товара, чем больше расход на него в денежном выражении или в процентах от дохода домохозяйств. Действительно, большинство из нас не обратит внимание на рост цены пищевой соли на 30%. Затраты, возросшие даже в размере месячной ее потребности, все равно будут очень незначительны по сравнению с доходом среднего россиянина.
Люди с уровнем дохода, позволяющим удовлетворить потребность в продуктах, затратив только небольшой процент этого дохода, не будут бегать по магазинам в поисках более дешевого хлеба или мяса. Необходимое на такие поиски время будет для них более ценным, чем выигрыш в цене. Однако они скорее всего не пренебрегут поиском меньшей цены при покупке дорогого автомобиля или загородного дома, поскольку расходы на такие приобретения будут ощутимыми и для их доходов.
Этот эффект обычно довольно просто определить на основе данных официальной статистики, отчетов специальных агентств или сбора информации о клиентах компании. При этом надо получить ответ на вопрос:
· Насколько значительны расходы покупателей на продукт в абсолютном денежном выражении или как процент от располагаемого дохода?