Тема 7. Формы организации процесса преподавания истории, права и обществознания

Социальная обусловленность организационных форм обучения, их классификация. Индивидуально-групповая система, белл-ланкастерская система взаимного обучения, мангеймская система дифференцированного обучения, бригадное обучение в 20-е годы XX века в советской школе и другие системы. Основная и вспомогательная (внеклассная) формы организации обучения.

Урок - основная форма организации процесса преподавания истории, права и обществознания. Современные подходы к уроку истории, права и обществознания. Структурные компо­ненты урока: организационный момент; актуализация опорных знаний; изучение нового материала; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему раннее усвоенных знаний; контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку.

Подготовка учителя к уроку. Виды планирования: авторские программы; календарно-тематическое и поурочное планирование. Коммуникативная подготовка к уроку. Определение целевой установки урока истории, права и обществознания. Учет темы урока, психологических и возрастных особенностей учащихся. Место урока в теме. Прогнозирование результатов обучения.

Урок истории, права и обществознания, его типология. Классификация уроков по основной дидактической цели. Б.П. Есипов, П.С. Лейбенгруб. Классификация уроков по уровню познавательной деятельности учащихся. Разнообразие форм проведения урока: лекция, собеседование, практическая работа, лабораторная работа, конференция и т.п. Учебная экскурсия и ее роль. Подготовка учащихся к экскурсии. Организация экскурсии.

Критерии оценки урока истории, права и обществознания. Анализ и самоанализ урока. Функции и типы анализа. Деятельность учителя на уроке, методика организации, научный, теоретический уровень изложения, отбор материала, использование ТСО, информационных технологий, педагогический такт, объективность. Деятельность учащихся на уроке, уровень внимания и активности, интерес к теме, самостоятельность, культура труда, дисциплина.

Основные требования к современному уроку. Требования по использованию новейших достижений науки, установление межпредметных связей, мотивации и активизации всех сфер личности. Диагностика, прогнозирование, планирования урока. Дидактические и развивающие требования: рациональное сочетание разнообразных форм, методов; творческий подход к формированию структуры урока. Определение воспитательных возможностей учебного материала. Воспитание уважения к истории и традициям народов России и других стран. Педагогический такт, сотрудничество.

Факультативные курсы. Выбор темы. Разработка содержания курса. Методические варианты факультативных занятий. Консультации, дополнительные занятия, конференции, кружки, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся, учебные экскурсии, походы по родному краю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: