Задумывается, как можно выполнить работу на более высоком

Уровне, лучше.

В этом возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление.

В 5—6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют 'выделить среди них наиболее существен-ные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А. Н. Леонтьев), как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Несмотря на то что разница между шестилетним и семилетним ребенком составляет всего один год, именно в этот отрезок времени происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностного общения, закладываются основы логическо-го мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности шестилеток.

Организация режима дня и учебной деятельности шестилеток. При организации режима дня детей следует создать щадящие условия, а именно: обеспечить помещения с хорошей аэрацией для сна и отдыха (в этом возрасте значение днев-ного сна на свежем воздухе увеличивается, так как время прогулки сокращается за счет длительности занятий); для прогулок необходимы детские площадки с разнообразным оборудованием; при организации учебных занятий необходимо учитывать, что «длительное сохранение ребенком статического положения создает неблагоприятные условия для кровообращения, которое именно во время умственной работы должно усиливаться для полного обеспечения высших отделов центральной нервной системы кислородом и продуктами питания»'.

Основная задача подготовки детей к школе заключается

Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца. Т. А. Марковой. М., 1980, с. 120.

те

В их общем развитии. Решая эту задачу, необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать ребенка к различного рода практическим действиям.

Исследования возможностей обучения Детей с шестилетнего возраста показали, что у них несколько затруднен переход от внешнего плана действия во внутренний. Поэтому необходима тщательная отработка действия во внеШней форме. Это прежде всего относится к развитию мышления.

Рассматривая проблемы формирования наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддьяков пишет: «Одним из важнейших моментов этапа материального действия является формирование у детей полных и точных представлений о произвольном действии и его результатах. И чем более тщательно отрабатывается материальное действие, тем более полные знания, представления об этом действии формируются у ребенка»'.

Особенностью формирования внутреннего плана действия в этом возрасте является также и регуляция ребенком своего поведения, что в.первую очередь относится к приобретению им умений оперировать образами, в которых представлены нормы поведения, и подчинять свои действия этим эталонам.

Исследования2 психологической готовности к школьному обучению детей шести- и семилетнего возраста показывают, что семилетние дети к моменту начала занятий в школе внутренне более готовя к включению в учебный процесс. Первое место среди занятий, наиболее их привлекающих, являются уроки грамматики и счета, т. е. те занятия, которые специфичны именно для школы. У шестилеток основной интерес вызывают уроки чтения, ритмики, рисования, занятия физкультурой и трудом.

Учебная деятельность требует от ребенка высокого уровня произвольности, сознательного контроля за своими действиями, умения подчинять их системе правил и требований, задаваемых учителем. В исследовании3 было установлено, что ь начале учебного года шестилеткам требовалось гораздо больше времени на выполнение учебных заданий. Инструкция к заданию, которая давалась детям, должна была быть особенно полной, так как при использовании той, которая давалась се-

' Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977, с. 18. См.: Нежнова Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце школьного обучения.—В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконнна, Л. А. Венгера. М., 1981,

87.

' См.: Филиппова Е. В., Венгер Л. А. О психологических особенностях етей, обучающихся в школе с шести лет. — В кн.: Диагностика учебной еятельностя и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконп-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: