А, Л. А. Венгера. М., 1981, с. 69, 74

Милеткам, приходилось прибегать к дополнительному разъяснению отдельных ее частей. Повторное обследование шестилеток в конце года показало, что по своему отношению к заданиям и результатам их выполнения они практически перестали отличаться от семилетних детей.

Успех обучения шестилеток зависит от правильной организации их жизни и учебной деятельности'. Для этого они должны усвоить нормы поведения ученика и определенным образом себя вести, но в то же время необходимо создавать условия для проявления их активности.

Важным условием успешного обучения шестилеток является контроль за процессами их развития и индивидуальный подход. Проводимые в настоящее время исследования по разработке диагностик преследуют цель вовремя обнаруживать только намечающиеся отклонения в развитии и исправлять их в процессе обучения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аиатомо-фнзиологическне особенности. Готовность школьника к обучению в школе определяется прежде всего его ага-томо-физиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает включение ребенка в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. В.,этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного замозга ребенка. Он увеличивается в среднем до I кг 350 г. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов—возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа его жизни — поступления в школу.

' См.: Рекомендации по воспитанию детей в подготовительном клас-се/Министерство просвещения СССР. М., 1982; Методические рекомендации для учителей по учету ухода и результатов экспериментального обучения в первых классах общеобразовательных школ/НИИ содержанид и методов обучения АПН СССР. М., 1982, ч. 1.

Однако надо учитывать и слабые стороны в анатомии и физиология детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощениезазапзса„энергии в нервных тканях. Всякое „перенапряжениеопасно для ребенка, что обязывает учителя и родителей следить за строгим соблюдением его режима.

Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается сравнительно большой гибкостью, что объясняется наличием в.костят значительного количества хрящевой тканий'повы"~" шейной.эластичностью клёток""ТТоэтбму~ в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие неправильной посадки. Это неблагоприятно влияет на рост и формирование грудной клетки, уменьшает жизненную емкость легких, что затрудняет развитие организма в целом. Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте идет и медленное-развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность. Такие анатомо-физиологические особенности детей, поступивших в школу, требуют пристального внимания учителя.

Личностная и познавательная готовность к обучению. Однако определяют готовность ребенка к обучению в первую очередь его психические особенности. Советские психологи выделяют ряд направлений в подготовке детей к новой, школьной жизни.

Очень важна личностная готовность. Она проявляется прежде всего в интересе к школе. Большое вЛиянне на формирование мотивационно-потребноотной сферы дошкольника в этом направлении оказывает игра. Начиная со среднего дошкольного возраста ребенок с удовольствием играет в школу. Анализ этих игр показывает, что их содержание с возрастом меняется. В 4—5 лет дети обращают внимание на внешние моменты, связанные с учебой, — звонок, перемену, портфель и т. д. В 6—7 лет игра в' школу наполняется учебным содержанием. Центральное место в ней занимает урок, на котором дошкольники выполняют учебные задания—пишут буквы, решают примеры и т. д. В процессе этой деятельности и бесед с родителями, воспитателями у детей формируется положительное отношение к школе. Они хотят учиться. У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть личными («Хочу учиться, чтобы накупить много книг»), а также общественно значимыми, среди которых имеются узкие мотивы, обращенные к своей семье («Вылечу бабушку», «Помогу маме»), и мотивы более широкого плана («Выучусь и стану врачом, чтобы все люди в нашей стране были здоро выми»).

7U

Личностную готовность к школе определяет также оценка дошкольником своих возможностей. На вопрос: «Что ты умеешь делать?»-—дети. в первую очередь называют умения, которые относятся к их будущей учебной деятельности Они серьезно готовятся к школе и хотят, чтобы и их товарищи были к этому готовы.

Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения,что в первую очередь выражается в его аргсшизовацности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определеннрй последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль.

Самостоятельность ребенка на разных этапах дошкольного возраста может проявляться в различных формах. В 3—4 года он активно учится управлять своими поступками. Однако следование определенным образцам при организации собст-венного поведения происходит неосознанно. В 4—5 лет отмечается произвольное управление своими действиями. Приобретение ребенком устойчивых форм поведения предполагает наличие умений по использованию определенных внеш-них средств. Например, чтобы научиться выполнять действия по самообслуживанию (умывание, уборка постели, одевание), дошкольники охотно применяют в качестве вспомогательного средства набор картинок с изображением необходимых действий в определенной последовагелыюстн. Совершив то или иноь из них, дети закрывают соответствующую картинку крышечкой. Использование такого средства показывает, что по требность ориентироваться на рисунок быстро исчезает, а умение правильно выполнять действия остается как устойчивая форма поведения. Кроме того, это дает возможность осуществлять сам о ко_нт р о л ь в процессе выполнения требуемых действий (выполнил действие—закрыл соответствующею каршнку крышечкой). Начавшийся таким образом процесс формирования опосредованного поведения продолжается в старшем дошкольном возрасте. Образцы, на которые ориентируется ребенок, становятся все более обобщенными и отвлеченными. Поведение приобретает личностный, внутренне обусловленный характер.

Воспитанию организованности способствует твердо установленный режим дня, соблюдение которого формирует чувство времени. Для этого дети должны научиться соотносить выполнение своих действий с определенными временными отрезками: одеться за три минуты, убрать постель за пять минут и т. д. Наиболее доступным средством усвоения дошкольником ориентировки во времени являются песочные часы. Под-' бор подходящих для вырабатываемых форм поведения внеш-них -средств и обучение способам их использования являются важной задачей воспитания в дошкольном возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: