Решение задачи осуществляется только во внутреннем пла с выдачей готового словесного решения без последующего обрац ния к реальным, практическим действиям с предметами

Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым исследований развития детского мышления, заключается в те. что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствован> мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но пре(разуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансфс мируются в <структурные уровни организации процесса мышлени и <выступают как функциональные ступени решения творческ задач>'. При возникновении новой проблемной ситуации, или з дачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как ставляющие логические звенья целостного процесса поиска ее { шения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возра функционирует на основе принципа системности. В нем представле и при необходимости одновременно включаются в работу все. вц и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образно* словесно-логическое.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в ич чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оф ляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышле (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот спе фический процесс? 5

Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, к<1 рые мы, взрослые; анализируя смысловую структуру языка и ] называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрос зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок польз) ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пи назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, огран ее 2-7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь1 бенок еще фактически не знает и практически не применяет пря и обратных операций, которые, в свою очередь, функциона связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их началь конкретной форме.

Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов м ления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают со няться друг с другом. Для того чтобы лучше понять динамику..' вития понятий, наряду со знанием развития мышления необхоЛ иметь представление о соответствующей линии самостоятелЬ] речевого развития. В дошкольном детстве (3-7 лет) речь ре становится более связной и приобретает форму диалога. Ситу

' Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Хр тия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II -М., 1981.

й2

ность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает идесто контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается долее сложная, самостоятельная форма речи - развернутое моно-логическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается раз-д-1-це речи <про себя> и внутренней речи.

Особый интерес для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи - именно она является <носителем> понятий,- представляет анализ появления, динамики преобразования и исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эта речь, обслуживающая автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане, органически вплетена в процесс деятельности на всем его протяжении. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

В то время, когда появляется эгоцентрическая речь, ребенок по уровню своего интеллектуального развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения в диалоге, доступных любому взрослому. У дошкольников 4-5-летнего возраста - того, на котором Ж. Пиаже был выявлен и исследован феномен эгоцентрической речи, еще нет способности осуществлять <рефлексию в коммуникации> и децентрировать свою позицию, т. е. расширить познавательную перспективу до границ понимания и учета позиции другого человека в диалогическом общении. Ребенок этого возраста не имеет еще навыков пользования прагматикой, им усвоены лишь верхние пласты социализированной речи - грамматика и лексика. <Ребенок как носитель <врожденной грамматики> не умеет общаться в реаль-' ных ситуациях, несмотря на все свои знания синтаксиса, морфологии, лексики и поражающую воображение психолингвистов скорость чх приобретения>'. Язык, как считает автор этой цитаты, с прави-"и бго функционирования ребенок усваивает в онтогенезе даже "лько раньше, чем речь, выступающую как способность практичного пользования языком. По отношению к лексике, морфологии

"Рмматике формирование прагматики - правил коммуникатив-но, социально-психологического поведения в диалоге - запаз-- Отсюда и эгоцентричность практически уже сформирован-прцп "астьянов О. Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о С. 11 эгоцентрической речи // Психологический журнал-1989.- Т. 10.- № 1-

Ной в своих основных лингвистических свойствах речи. Ребен(не умеет психологически воздействовать с помощью речи на соб седника, и взрослому кажется, что он и не пытается это делат

Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое вр мя не осознает слова 'как слова, что-то обозначающие, но сущее' вующие отдельно как системы символов. Например, многие мла шие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на прось< назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют тол, ко существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательн и других частей речи. С понятием <слово> они нередко идентиф цируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствуете том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, ч для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном еле действительно часто выражено то, что взрослый человек с развит речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при 1 мощи нескольких связанных предложений, то становится понятц такая особенность суждений детей данного возраста.;

Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речеве потока связан с выделением в предложении субъекта и предик со всеми относящимися к ним словами и нерасчлененным воспр тием того, что находится внутри их. Например, на вопрос: <СколЦ слов в предложении <Маленькая девочка ест сладкую конфету>?> ребенок-дошкольник может ответить: <Два>. Когда его просят, звать первое слово, он произносит: <Маленькая девочка>. На пр бу назвать второе слово отвечает: <Ест сладкую конфету>. 1

Далее дети начинают постепенно выделять остальные чл предложения и- части речи, кроме союзов и предлогов, и, нако многие из них к концу дошкольного детства оказываются в сое"; нии выделить и назвать все части речи и члены предложения.

К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики род языка без особых затруднений и без специального обучения. К (дам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже. деет словоизменением, образованием времен, правилами состг ния предложений. Речь четырехлетнего ребенка уже включает с. ные предложения.

Появляются первые развернутые формы диалогической } Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои выск вайия. Между тремя и пятью годами возрастает частота пра ных ответов на специальные вопросы. Слова <этот>, <тот>, < дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Од полное понимание этих слов приходит к ним лишь через неск< лет. Дети-дошкольники с трудом понимают разницу между слой <этот> и <тот>, если отсутствует постоянная точка отсчета. М< семилетние дети также не различают этих слов, если их соббй ное положение в пространстве не совпадает с положением гО щего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: