Развитие полностью определяется научением', практически не зависит ни от имеющихся задатков, ни от созревания организма

Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями.

Развитие зависит от научения, но, кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

Если мы придерживаемся первой из указанных точек зрения, фактически занимаем позицию, согласно которой генотипически Условленные индивидуальные различия не имеют практического чения ни для обучаемости, ни для развития или установления д пределов, которых может достичь совершенствование способ-;дй человека. Такая точка зрения в свое время отстаивалась европейских философов-материалистов, в частности англий- Ученым Ф. Бэконом, утверждавшим, что человек с рождения

' н ° данном случае мы будем пользоваться понятием <научение>, имея в виду то,

1<х;1,ц ° той или иной степени включает в себя представления об учебной деятель-; Учении и обучении.

представляет собой <чистую доску, на которой время может изоС зить любые письмена>.

Данная позиция имеет свои слабые стороны. Главная из ния стоит в том, что до сих пор никому не удалось из бесталанного эд века сделать гения, а также в том, что индивидуальные разли в научаемости все же существуют и начинают проявляться у д довольно рано, практически с раннего возраста. Этой же позиции Ц тиворечат многочисленные факты, касающиеся детского развит младенческом возрасте, свидетельствующие о наличии у человека малого количества врожденных психологических и поведенческие датков к развитию интеллектуальных, двигательных, эмоционаяц и даже ряда специальных способностей, например музыкал

Но почти так же и даже более, чем первая, несостоятельнаЛ ряя точка зрения, которая допускает полную независимость тия от научения, фактически сводит развитие к созреванию орп ма, к спонтанной его детерминированности генетическими ст рами и биологическими процессами. В психологии и смежных. областях науки накопилось немало убедительных фактов, код свидетельствуют не только о том, чо без научения не прои ни психологического, ни поведенческого развития, но и о то< вовремя не использованные и не поддержанные научением б гические задатки человека со временем теряют свою спосо служить опорой для психологического развития, перестают задатками и или исчезают, или остаются на том же уровне, на. их создала природа. Это, например, широко известные случаи человеческие дети, будучи в силу случайных обстоятельств с ] ния лишенные возможности жить среди людей, так и не стан полноценными людьми с развитыми человеческими способно Это также случаи, говорящие о том, что благодаря обучению} ченному образованию многие люди со временем обгоняют боя собных по задаткам. Наконец, это факты, которые в большом честве поставляет нам сама жизнь, в том числе постоянная о совершенствовании методов обучения и воспитания, системЦ зования в разных странах и у разных народов. Зачем это было бы делать, если бы научение не вело за собой развитие? дования, проведенные психологами и психофизиологами в нескольких последних десятилетий, показывают, что не толь) хическое развитие зависит от научения, но и биологическое? вание организма находится в непосредственной зависимости учения. Оказалось, например, что в результате научения идет процесс созревания определенных мозговых структур у

Обучение, как показали в своем исследовании Л. А. 1 А. А. Ибатулина, приводит к изменению ряда параметров ческой активности мозга человека, способствуя его уско созреванию и совершенствованию функций'. Двухлетнее ра

' Венгер..7.,4., Ибату.тна А. А. Соотношение обучения, психического] функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии.? № 2.

Е обучение, проведенное с детьми 5-6-летнего возраста, дало ледующие результаты. Общая электроэнцефалографическая реак-ця мозга на раздражители, выражающаяся в повышении его активности (реакция активации), наблюдалась во всех областях дзга у детей из экспериментальной группы. В контрольной группе прошедшей специального обучения, она фиксировалась толь- в теменной и центральной областях мозга.

Кроме того, в результате обучения изменилась картина взвимо-(язанной активности различных областей мозга в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Произошло снижение уровня взаимосвязанной активности в лобных и теменных областях головного мозга, что, по-видимому, свидетельствует о формировании абстрактно-логического мышления (на это как раз и были направлены задания, выполняемые в этом эксперименте детьми в процессе развивающего обучения). Изменились и другие важные характеристики электрической активности мозга, связанные с вниманием и регуляцией движений.

Было также показано, что даже животные становятся вертикально или горизонтально слепыми, т. е. плохо различают зрительные стимулы, расположенные соответственно по вертикали и по горизонтали, в зависимости от того, какую маску они носили на глазах в сензитивный период развития зрения. Жизненный опыт, приобретенный на ранней стадии онтогенеза, существенно модифицирует биохимическое, морфологическое и физиологическое развитие мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: