Ребенок практически уже подготовлен к концу-младенческого вод та, в раннем дошкольном детстве замещается активным овладев речью. )

В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее ак ного пользования лежит оперантное и викарное научение, вне! выступающее как подражание речи взрослых. На втором году ж у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. Дет> хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. В этом воэц их особенно интересуют названия новых предметов и яй, имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответству разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают взр(вопросы <что это?>, <кто это?>, <как это называется?>. вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда вечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естес ное любопытство ребенка и способствовать его когнитни развитию.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослые пятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо рить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и вы] ния. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к) первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, я и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех слов, ко' произносятся взрослым. Поэтому, разговаривая с детьми ра возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необх широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.

Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе реч1 развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, об с ребенком, его ближайшие родственники разговаривают с тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одо собственной речевой активности ребенка со стороны окружу людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всещ чать и практически оценивать уровень речевого развития, до тый ребенком, может мать. Если одни и те же слова прои она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реа чем на аналогичные высказывания других людей.

У родителей, которые наблюдают за речевым развитием. иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала иД ной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говор хорошо понимает обращенные к нему слова взрослого, то Щ8 серьезных оснований для переживаний по поводу его речевой вития быть не должно. Дети, которые до этого говорили мал(Ц ду двумя и тремя годами нередко обнаруживают значите быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком ак речи имеются значительные, нормальные индивидуальные раз которые не должны вызывать беспокойства.

В возрасте около трех лет ребенок начинает внимател1 явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят ме>

1 рослые. Их речь в связи с этим должна быть разнообразной рановиться такой, чтобы быть понятной для ребёнка. 1* Еше один важный момент, связанный с речевым развитием ребен-а раннего возраста,- это возможность усвоения детьми одновре-1 енно Двух языков: родного и неродного. Можно предположить, что

диболее благоприятным периодом времени для начала параллельно-1 п изучения Двух языков является как раз ранний дошкольный ' озраст. Однако оба языка здесь должны преподаваться с помощью 1 "дних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последо-дтельно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоян-1 до говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае { де возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явле-1 "не языковой интерференции.

Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна дышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстрому ин-1теллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых 1 знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого 1 возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе 1 внимательного наблюдения за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития любознательности ребенка имеют игрушки. 1 Среди тех игрушек, которые находятся в распоряжении детей, долж-1 ио быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрос-1лым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь 1 в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь (все в.игрушечном варианте), разнообразные инструменты 1для изготовления простейших поделок.

1 Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста особенно важно для совершенствования его интеллекта, творческого во-ображения и для развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок, ремонтировать собственные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее не стоит выбрасывать, 1даже если родители в состоянии купить новую. Лучше попросить ыа-ыша и помочь ему починить игрушку. Конечно, в этом возрасте 1и вряд ли в состоянии делать это самостоятельно. Важно, однако, 1 Другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолю-1""ю и бережливости.

1 С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного воз-рэста связан еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для -ьнейшего психологического и поведенческого развития ребенка °гут стать последствия ранней сенсорно-двигательной депривации, лишения ребенка необходимых стимулов для его психофизичес- Развития. Если речь идет о чисто двигательных навыках, т. е. 1 Котором дефиците возможностей для свободного передвижения Ространстве, то задержки в этом плане, наблюдаемые в раннем

Возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без к бы то ни было серьезных последствий. В других сферах разв таких, например, как речь, эмоции, интеллектуальные способ1 последствия ранней сенсорной депривации могут оказаться серьезными и устойчивыми. Дети, чьи возможности в относ этих психических функций были существенно ограничены в воз от рождения до двух-трех лет жизни, т. е. те, с которыми враД дошкольном детстве взрослые мало общались, которым, напЦ не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изучат ружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти как правило, заметно отстают от своих сверстников в психо ческом развитии. Из них нередко вырастают так называемые гогически запущенные дети.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Начальный этап научения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: