Для того чтобы начать направленное воспитание социальных (.тановок ребенка, необходимо сначала привлечь его внимание

объекту установки. Психологи, занимавшиеся исследованием ддияния внимания, его усиления или ослабления на формирование " изменение социальных установок, получили весьма любопытные данные-Было обнаружено, что если чем-то незначительно отвле-,дть внимание человека, то. эффект убеждения (изменения социаль-доЦ установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить дедовека принять ту или иную точку зрения. Одно из возможных объяснений, предложенных этому явлению, заключается в том, "то, несколько отвлекая внимание человека, мы не позволяем ему глубоко вникнуть в суть убеждающих аргументов и выработать контраргументы. Однако убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональной окрашенности того, че это внимание отвлекается. Если это приятные вещи, то отвлечение внимания положительно сказывается на формировании установки. Напротив, если факторы, отвлекающие внимание, оказались не очень прият-выми, то эффект убеждения снижается.

По той причине, что социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. В этом случае воспитатель пытается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно спользуется при отсутствии или слабости логических аргументов. рлособы чисто эмоционального воздействия на социальные уста-Цввки ребенка не следует полностью отвергать как якобы совершенно недопустимые. Хотим мы того или нет, но они на практике 1<1ствуют, и надо научиться эмоциональными воздействиями уп-рамять.

При использовании эмоциональной формы воздействия обычно Ращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ""ке на авторитет (<папа считает так>), обращению к образцу 1 поступают все хорошие дети>).

1 "Иогда для воздействия на социальные установки в воспита-" целях используется прием возбуждения чувства страха.и. По поводу его следует заметить, что данный прием не очень "ивен. Исследования показали, что иногда запугивание ре-э способствует принятию им определенной точки зрения, а иног-1 Против, препятствует этому, порождая психологический барьер рУ воспитателем и воспитываемым. япЩя аргументация предстадляет собой второй после ния внимания шаг на пути формирования или изменения

Социальной установки. Даже если убеждение основывается рошб подобранной совокупности фактов, способ их предостав ребенку может существенно повлиять на результат убеж Факты далеко не всегда говорят сами за себя. Один и тот же может быть представлен и воспринят ребенком по-разному.

Многое в эффективности педагогического воздействия с и(зованием-убеждающей аргументации зависит от того, чащ воспитатель показывает воспитываемому, что действительное его убедить, а также от того, как лично относится воспитав" к воспитателю. Если это отношение положительное, то 014 проявление воспитателем желания переубедить воспитываем дет в большей степени способствовать принятию им предла<) точки зрения, нежели в том случае, когда воспитатель такси лания явно не проявляет. И, напротив, демонстративное жц убедить, проявляемое воспитателем, не вызывающим си у воспитываемого, будет вести к сопротивлению с его сторо> нятию точки зрения, пропагандируемой воспитателем, и та противление будет тем большим, чем сильнее со стороны а< ваемого проявляется неприязнь к воспитателю.

Проведенные психологами исследования также показав одно и то же утверждение воспитателя может по-разному ниматься детьми, а характер восприятия во многом будет э от того, что происходит во время акта восприятия, каки тия его сопровождают и какова та ситуация, в которой восЭ имеет место. Было обнаружено, что умеренная точка зр< обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на ф< ко противоположной ей позиции, и наоборот. Людям, ка лось, свойственно преувеличивать или преуменьшать свои; дения в мнениях в зависимости от отношений, существующк ними и теми людьми, которые придерживаются соответст1 мнения. Если другой человек вызывает симпатию и от с ним вполне дружеские, то наблюдается тенденция преум действительно существующие расхождения в мнениях с н) же этот человек не вызывает личной симпатии и отноше1 натянутые, то имеющиеся расхождения в мнениях, напр увеличиваются.,

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: