Первые шаги в воспитании

Внешне, легко обнаруживаемые признаки личности у впервые появляются в возрасте около трех лет. Однако это и(1 чает, что именно в это время необходимо по-настоящему не воспитание. Оно фактически идет с первых месяцев жизни {К и только его внешние результаты появляются к началу д ного возраста.

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитав воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными с, то, что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в раЩ расте и продолжает расти в детстве, а плоды развития в это время починаются в течение всей жизни человекэ реальное значение начального этапа воспитания ребенка, ДЦ щегося на младенческий и ранний возраст. <1

Беспомощность младенца, бедность его психологические денческих реакций иногда создают иллюзию того, что в это сте с ребенком как личностью ничего существенного непр<Ц[ Это нередко порождает благодушие, ведет к необоснованно ду о том;- что в этом возрасте еще рано заниматься вой ребенка. 1

Известно, что в разных странах, географических региона ных народов практика обращения с детьми в младенчеству венно различается. Даже тогда, когда мы сравниваем мезК социальные группы и семьи внутри одной и той же страны," руживаем существенные различия в обращении взрослы ми. Данные различия касаются питания, физического уход тания и многого другого. Естественно, возникает вопр влияние это оказывает на психологическое развитие детей дение?. Л

Попытки напрямую связать практику физического ухо ми в ранние годы их жизни с дальнейшим личностным детей успеха не имели. Значимой для воспитания, по'Ц является не сама по себе эта практика, а социальные

'. ддителей, их отношение к воспитанию детей и их общение с ними. Воспитание действительно начинается с общения, причем харак-"р отношений матери с ребенком в первые месяцы его жизни опре-ддяет последующее личностное развитие самого ребенка. Многие Личностные свойства, проявляемые человеком в общении с окружающий людьми, передаются от матери к ребенку, и вероятнее всего "о происходит в младенчестве. Определенно можно сказать только дццо: генотипический механизм передачи свойств по наследству,десь не срабатывает. Современная психология располагает многочисленными фактами, доказывающими, что от матери к ребенку ддц от человека, заменяющего ее в младенчестве, ребенку передаются многие качества, связанные с человеческими эмоциональными взаимоотношениями: потребность в общении (аффилиатавая потребность), открытость в общении, стремление к сближению с людьми, расположенность к людям, доверие, привязанность или качества, противоположные названным. Эти свойства личности с раннего-детства начинают определять характер ребенка, стиль его общения с людьми, влиять на складывающиеся у него взаимоотношения с окружающими и дальнейшее собственное личностное развитие.

Уже на втором полугодии жизни у младенца начинает проявляться особое качество личности, сохраняющееся затем в течение всей последующей жизни,- привязанность к людям. Младенец до-ильно рано начинает больше симпатизировать одним, чем другим дйдям, стремится всегда находиться рядом с ними и чаще обращаться к ним за помощью.

; Человек, ставший объектом младенческой привязанности, способен оказывать на ребенка более сильное воспитательное влияние, чем остальные люди. Ребенок при нем обычно спокоен, реже кпытывает чувство страха, ведет себя более раскованно. Для развития детской привязанности, которая, конечно, является поло-вительным личностным качеством человека, важна способность рослого <чувствовать> ребенка, чутко отзываться на его сигналы (взгляд, движение, улыбка, голос, плач и т. п.). Дети психоло-*>чески сильнее привязываются к людям, которые эмоционально-Голожительно реагируют на них самих. Теплота и мягкость обра-ния, подбадривание и поддержка способствуют развитию привя-нности у детей.

К аккуратности и дисциплине ребенка необходимо активно при-ть с первого года жизни. От раннего приобретения этих свойств посредственно зависит развитие в будущем многих других полез- личностных качеств.

В обращении с ребенком младенческого возраста следует при-Риваться золотого правила: все делать вовремя, не запазды- и не забегая вперед. И еще одно правило: никогда не делать Ребенка то, что он в состоянии сделать сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: