уровнем личностного самсо>
действий - разработанная <лечественным ученым-психологом П. Я. Гальпериным и развитая его учениками концепция, представ ляющая собой общие психологические основы формирования зяЯ ний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основК.. определенного плана и программы их поэтапного развития. ' Теория поиска смысла жизни-психокоррекционная(см. психО' коррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия) теорйД. личности,.объясняющая проблемы психологического характерно- потерей человеком смысла жизни и обосновывающая процедур' психотерапии и психокоррекции необходимостью нахождения утра-' ченного смысла жизни.,", Теория ролей-социально-психологическая теория личности. межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие р0 ли социальной (см.). Т. р. представляет личность и межличностны>- - отношения в терминах ролевого поведения человека. * Теория самоактуализации - гуманистическая теория психологи личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как лич-,:. ность, свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно является и высшим
вершенствования. - Теория социального научения - социально-психологическая теа" рия, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.
Теория черт личности - теория личности, в основе которой лежи> научно определенное понятие <черта личности>. Т. ч. л. рассмат ривает строение, происхождение, формирование и развитие лич-, ности как системы черт (см. черта личности).
йо
Тест - стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста.
Тест Векслера-психологический тест (см.), предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и представляющий этот уровень в виде нислового показателя, называемого коэффициентом интеллекта. Тест Кеттела -тест (см.) личности, опирающийся на понятие черта личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных базисных, независимых личностных черт. Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.
Убеждение - процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы. Упражнение - систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования. Уровень притязаний - достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общений, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. Уровень психологического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Усвоение - приобретение знаний, умений и навыков. Условия развития - факторы, от которых зависит развитие человека. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое.
Условнорефлекторное научение-приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.). Учебная деятельность - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учение-собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков. Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Ф. р. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.
Феномены Пиаже - психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибоч-' ных суждениях детей этого возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с его измеримыми параметрами (количество, объем и другие"). Ф. П. объясняются неспособностью детей этого возраста выполнять операции (см.), непониманием законов сохранения количества вещества и числа предметов при изменении; их формы или взаимного расположения относительно друг друга. Функциональная теория психического развития - теория, утверж-Г дающая, что развитие той или иной психической функции прямо зависит от частоты и интенсивности ее практического использо-:. вания в жизни. Черта личности - прижизненно складывающаяся устойчивая пси-.' хофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение. Эволюционная теория развития - теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого' начала.






