Реклама туристского (и любого другого) предприятия распадается на две части: рекламу потребностей и рекламу возможностей.
Реклама потребностей туристской фирмы. Реклама потребностей — это вид рекламы, необходимый для информирования возможных партнеров о существовании фирмы и ее потребностях в чем-либо.
Основными объектами рекламы потребностей являются объявления о:
— привлечении фирмой посредников. Для туристской фирмы эта реклама жизненно необходима, поскольку без наличия и расширения посредников ее деятельность может быть значительно ограничена, что неминуемо приведет ее к краху.
— найме на временную или постоянную работу работников, специалистов, обслуживающего персонала, обладающих определенными
квалификацией и опытом;
— поиске каких-либо материально-технических ресурсов. Эти ресурсы могут быть как основными, так и оборотными средствами: пожелания туристской фирмы о покупке или аренде помещений под офисы или средства размещения туристов, подыскивание готовых к сотрудничеству владельцев пунктов проката туристского инвентаря, закупках мебели и т.д.;
— распродажах материально-технических ресурсов. Потребность
в этих распродажах возникает в случаях, когда фирма производит
реконструкцию или модернизацию действующих объектов, продает
какое-то из своих предприятий, избавляется от излишков товарно-материальных ценностей и т. д.
Как правило, реклама потребностей носит чисто информационный характер, поэтому она может быть представлена в виде обычных объявлений в средствах массовой информации, расклеенных объявлений или рассылаемых по конкретным адресам специальных объявлений о продаже.
Реклама возможностей туристской фирмы. Реклама возможностей — вид рекламы, информирующий заинтересованные стороны о возможностях фирмы в области предоставления туристских услуг. Заинтересованными сторонами могут быть как юридические, так и физические лица
Юридические лица — отечественные и иностранные фирмы, общественные организации, предприятия различных форм собственности. Они могут быть заинтересованы в услугах фирмы в случаях:
— организации разовых или периодических массовых мероприятий (совещаний, конференций, праздников и пр.);
— организации отдыха для своих работников;
— организации деловых поездок персонала;
— желания использовать туристские поездки для рекламы своей
фирмы (спонсорские поездки).
Физические лица — отечественные и зарубежные граждане — получают информацию о туристских фирмах и их возможностях и на этой основе делают выбор маршрутов, видов туризма, направлений и продолжительности путешествий и т. д. в соответствии со своими целями, финансовыми возможностями и конкретными пожеланиями.
Реклама возможностей обычно носит не только информационный характер. Она должна заинтересовать клиента, привлечь его, уверить в надежности и безопасности маршрута, гарантировать ему хорошее путешествие. Поэтому форма и каналы распространения такой рекламы оказываются гораздо шире и многограннее, чем в случаях рекламы потребностей.
В своей рекламной деятельности туристские фирмы используют следующие каналы распространения рекламы (носители рекламы):
— газетную;
— журнальную;
— телевизионную (в том числе спутниковое и кабельное телевидение);
— радиорекламу;
— видеорекламу;
— почтовую, щитовую и световую рекламу;
— мобильную (установленную на различных типах подвижного состава и движущихся объектах);
— товарную (на одежде, обуви, головных уборах и т. д.);
— сувенирную (значки, брелоки, ручки и др.);
— рекламные проспекты, буклеты, открытки, карты, календари.
Особым видом рекламы являются туристские ярмарки, выставки, аукционы, лотереи, игры, фестивали, а также туристские рекламные мероприятия: семинары, симпозиумы, рекламные туристские туры и пр.
В России отмечается очень узкий диапазон используемых средств для туристской рекламы: около 50% пользуются услугами прессы, около 30% размещают свою рекламу на телевидении, 18% — на радио, остальные используют другие носители рекламы. Почти все фирмы практикуют прямую почтовую рекламу: рассылку буклетов, листовок, проспектов.
3. Исследование рынка рекламы туристского предприятия: