В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания (снятых с автомобиля), обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований.
На СТОА, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и т.п.), по обойным работам и др. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность работников.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТОА предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
![]() |
рабочих постов (11)
где X – предварительное число рабочих постов;
Т – общий годовой объем работ, чел.-ч (табл.3);
φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА (φ = 1,15);
К П – доля постовых работ в общем объеме (К П=0,8);
Драб.г – число рабочих дней в году (табл.1);
Т см – продолжительность смены, ч.(табл.1);
С – число смен (табл.1);
Р п – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Р п =1);
η п – коэффициент использования рабочего времени поста (η п = 0,9).
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным таблицы 4.
Таблица 4
Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТОА, 5 (по ОНТП-01-91)
| Вид работ | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов СТОА | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
| До 5 | От 6 до 10 | От 11 до 20 | От 21 до 30 | Свыше 30 | На рабочих постах | В производс-твенных участках | |
| Диагностиче-ские | - | ||||||
| ТО, смазочные | - | ||||||
| Регулирово-чные по установке углов управляемых колес | - | ||||||
| Ремонт и регулировка тормозов | - | ||||||
| Электротех-нические | |||||||
| По приборам системы питания | |||||||
| Аккумуля-торные | |||||||
| Шиномонта-жные | |||||||
| Ремонт узлов систем и агрегатов | |||||||
| Кузовные, арматурные (жестяницкие медницкие, сварочные) | - | ||||||
| Окрасочные | - | - | |||||
| Обойные | - | ||||||
| Слесарно-механические | - | - | |||||
| Уборочно-моечные | - | - | - | - | - | - | |
| Противоко-ррозионные | - | - | - | - | - | - |
Используя данные таблицы 4 (соответствующая колонка на полученное число рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТОА по виду и месту выполнения (таблица 5).
Пример: Для электротехнических работ:
общий объем работ Т =50400 чел.-ч. составляет 100% (табл.3.)
электротехнические работы x составляют 4% от общего объема работ (табл.5.)
тогда х =
чел.-ч.
80% электротехнических работ выполняется на рабочих постах (табл.5.)
2016 – 100%
х – 80%
тогда х =
чел.-ч.
20 % электротехнических работ выполняется на производственных участках (табл.5.)
2016 – 100%
х – 20%
тогда х =
чел.-ч.
Полученные результаты сносим в таблицу 5.
Таблица 5
Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
| Вид работ | Распределение объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения | |||||
| На рабочих постах | На производственных участках | ||||||
| % | Чел.-ч. | % | Чел.-ч. | % | Чел.-ч. | ||
| Диагностические | - | - | |||||
| ТО, смазочные | - | - | |||||
| Регулировочные по установке углов управляемых колес | - | - | |||||
| Ремонт и регулировка тормозов | - | - | |||||
| Электротехнические | |||||||
| По приборам системы питания | |||||||
| Аккумуляторные | |||||||
| Шиномонтажные | |||||||
| Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||||
| Кузовные и арматурные | |||||||
| Окрасочные | - | - | |||||
| Обойные | |||||||
| Слесарно-механические | - | - | |||||
| Итого | - | - |
