Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв

Немецкая классическая философия — этап развития фило­софии, представленный следующими течениями.

1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика по­знающего субъекта — главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъек­те Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового).

2. Субъективно-идеалистическое течение (Фихте) предпола­гает наличие некоего абсолютного субъекта, который наделяется бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Ис­ходная «Я» — нравственная деятельность сознания. Из него вы­текает отдельное «Я» — ограниченный человеческий субъект, ко­торому противостоит природа. Разумное познание, по Фихте, про­исходит через непосредственное созерцание истины умом, или «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в которой видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости.

3. Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объясне­на с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неопла­тоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого яв­ляется логическое мышление, а основной формой — понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие.

4. Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеа­лизм Гегеля. В центре внимания Фейербаха — человек как един­ство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность чи­сто отвлеченного познания с помощью разума.

ê Иммануил Кант (1724-1804 гг.) — родоначальник немецкой классической философии.

Достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность ото­ждествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно об­ладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцен­дентального субъекта, его над индивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи неко­торые врожденные, доопытные формы подхода к действитель­ности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время, согласно Канту, — это не формы бы­тия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, — субъективные формы чувственности человека, из­начально присущие человеку как представителю человечества. Пространство — это врожденная, доопытная, форма внутренне­го чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожден­ная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания). Рассудок — это познавательная способность, мышление, опери­рующее понятиями и категориями.

Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения много­образного чувственного материала, организованного с помо­щью доопытных форм созерцания, под единство понятий и ка­тегорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с на­шими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, под­водит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает воз­можность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим об­разом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоя­нием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка досту­пен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит дея­тельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи — это представления о цели, к которой стремит­ся наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответство­вать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии — это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рас­судка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъек­та. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух ми­ров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувствен­но воспринимаемый мир — это мир природы. Умопостигаемый мир — это мир свободы. В сфере свободы действует не теорети­ческий, а практический разум, так как его главное назначение — руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

ê Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) ставил перед собой задачу пре­одолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и «явлений».

Кантовский принцип ав­тономии воли, согласно которому практический разум сам устанавливает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума свободы он стремится вывести и теоретический разум познания природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного дей­ствия, и философская система Фихте строится на признании активной практически деятельной сущности человека. Фихте стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира, пытается обосновать существование и дать определения всем «не Я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно — для того, что­бы создать возможность самореализации «Я». С одной стороны, «Я» — это конкретный индивид, с присущими ему волей и мыш­лением, а с другой стороны, «Я» — это человечество в целом, то есть абсолютное «Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и абсолютного «Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения че­ловеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я», по Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и раз­личаются. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я», но достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекра­щению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. А потому и вся человеческая история — лишь приближение к идеалу.

Фихте обосновывал существование всех «не Я» правовым принципом признания «Я»: гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свободных ин­дивидов служило, по Фихте, условием возможности существова­ния самого «Я» как разумного, свободного существа.

ê Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) развил идеи Фихте.

В его учении преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъектив­ного, деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, то есть тождестве субъекта и объекта. Абсолютный объект, связан­ный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга пре­вращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих.

Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который является предметом особого рода иррационального познания интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознатель­ной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а дана только особо одаренным людям, гени­ям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на осно­ве которого возможно само развертывание тождества.

Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежа­щего в основе жизни. Он пытался изучить природу сточки зрения развития от простого к сложному. У него природа развивается от неорганического мира к органическому. Шеллинг полагал, что природа представляет собой не просто объект, а носитель бес­сознательной жизни разума. Он опирается на диалектический метод познания и разрабатывает диалектическую картину мира. Шеллинг подчеркивает целесообразность в основе жизни.

Мировая душа обеспечивает единство природы и ее целесо­образность в развитии. В природе происходит борьба противо­положных сил. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целост­ность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.

ê Георг Вильгельм Фридрих Гегеля (1770-1831 гг.) - немецкий философ.

Пытался разрешить проблему тож­дества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обо­снования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те эта­пы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившийся мировой истории, «мирового духа». Поэтому противоположность субъекта и объ­екта снимается и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания, по Гегелю, — это восхождение от аб­страктного к конкретному. Каждая последующая ступень заклю­чает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком, уровне.

Первая ступень — сознание: на этой ступени предмет про­тивостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание явля­ется созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень — самосознание: сознание практически дей­ствующее, желающее и стремящееся. Высшая ступень — «дух»: сознание постигает духовную реальность мира и себя как вы­ражение этой реальности.

С каждой из этих ступеней развития индивидуального со­знания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.

Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» — это разум, мышление, разумное мышление.

В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движения от аб­страктного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Основой самораскрытия «Абсолютной идеи» является логи­ка — научно-теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Не­обходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возник­ли человек и человеческий дух.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важней­ших категорий философии и сформировал три основных закона.

1. Закон перехода количественных изменений в качествен­ные. Категории: качество, количество, мера. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое харак­теризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество — внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. На­пример: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера — единство качественной и ко­личественной определенности предмета.

Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные ко­личественные значения.

2. Закон о взаимопроникновении противоположностей. Ге­гель оперирует категориями: тождество, различие, противопо­ложности, противоречия. Тождество выражает равенство объек­та самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность — взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие — это процесс взаимо­проникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Противоположности в любой форме их конкретного един­ства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих проти­воположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

3. Закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.

Отрицание — единство трех основных моментов: преодоле­ние старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противо­положение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрица­ния, снятие противоположностей (синтез).

ê Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872 гг.) был первым не­мецким философом, подвергшим развернутой критике идеа­лизм.

Он говорил, что в основе философии — знание, стрем­ление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая за­дача философии — критика и разоблачение религии. Для осво­бождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек — не творение Бога, а часть вечной природы. Материа­лизм Фейербаха неслучайно трактуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, так как не сводит всякую реальность к механическому движению и рас­сматривает природу не как механизм, а, скорее, как организм.

В центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие души и тела, а человек как психофизическое единство. Дух и тело — две стороны той реальности, которая называется ор­ганизмом. Человеческая природа трактуется преимуществен­но биологически. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Антропологический материализм Фейербаха возникает как реакция на идеализм и, прежде все­го, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над еди­ным было утрировано. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала в человеке.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», на­писанная в 1841 году, была уже настоящим триумфом материа­листической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его пер­вой мыслью был Бог, второй — разум, а третьей и последней — человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реаль­ный человек. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует неза­висимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос че­ловек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое от­ражение человеческой сущности.

ê Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) считали человека частью природы и ее продуктом.

Специфич­ность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обяза­тельно использует орудия труда, систему знаний и другие про­дукты человеческой деятельности.

Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, — материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и мо­гут быть применены только тогда, когда в этой реальности соз­даются благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология от­ражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главный фундаментальный принцип философской систе­мы Маркса и Энгельса — принцип практики. Практика — это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Цель познавательных усилий — достижение истины. Исти­на - соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, посколь­ку мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и со­циальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент — форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно стано­вятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: