Философия западного экзистенциализма

Экзистенциализм — философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Экзистенциализм (от нем. existieren и франц. exister — «существовать») — обращен не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию.

Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра и А. Камю во Франции. Для философского стиля мышления экзистенциализма, часто использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллек­туализма.

ê Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) — философ, основоположник экзистенциализма.

В своей основной работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием сво­ей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

К. Ясперс большое значение придавал коммуникации. Но он наталкивается на противоречие, так как если главной ценно­стью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то коммуникация, даже и подлинная, оказывается для нее опас­ной, наносит вред.

Хайдеггер рассматривал бытие как некое непредметное на­чало, фундирующее весь мир вещей. Это «имманентный трансцендент». Имманентен же он потому, что мы знаем его изнутри собственной жизни, бытие не надо искать далеко, это — бли­жайшее для человека. Бытию противостоит «сущее» — пред­метная действительность. Мир — это место, где взаимодейству­ют бытие и сознание.

Хайдеггер считал, что в мире вещей есть единственное су­щее, с которого можно считать смысл бытия. Это человеческая жизнь. Поэтому необходимо описать «мирскость мира».

Человеческое бытие — это Dasein — «тут-бытие», конечное, наличное бытие. Его сущность — экзистенция — открытость, устремленность к иному, выход к Ничто (за пределы всякого сущего, всякой предметности). Устремленность к Ничто — вы­ражение нашей конечности, временности, но одновременно это вступление в истину бытия. Бытие, по сути, есть Бытие к смерти.

Существование человека в повседневном мире может быть охарактеризовано как «собственное» и «несобственное». «Не­собственное бытие» — это жизнь «по типу других». В «непод­линном бытии» человек полностью погружен в сущее, и он не помнит о собственной смерти, потому что его мир обезличен.

«Собственное бытие» связано с осознанием своей смертно­сти. В смерти человек — не функция, не предмет среди пред­метов. Здесь он уникален. Осознавший смерть — экзистирует, он всегда впереди себя.

Важное место в творчестве М. Хайдеггера занимает тема нигилизма. Нигилизм для Хайдеггера — это судьба новоевро­пейского человека, он выражается в отвращении взгляда от сверхчувственного мира и полное погружение в материальные интересы и страстное целедостижение. Быть на земле означает для человека строить, жить, мыслить.

Хайдеггер рисует образ человеческого существования «на земле». Это истинное существование — патриархальный кре­стьянский быт.

ê Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.) - французский философ представляет атеистическое направление экзистенциализма.

В своей работе «Эк­зистенциализм — это гуманизм» он пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, — «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человече­ским ожиданиям. Мир — «в себе бытие» и противостоит челове­ку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает метафизическую тоску как самое глубокое пережи­вание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный, значимый, мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответ­ствен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.

ê Карл Ясперс (1883-1969) — немецкий философ-экзистенциалист.

Ясперс выступал против субстанциализма в по­нимании человека и истории. Он отказывался признать нали­чие в человеке некоторой неизменной природы. Выступал и против понимания мировой истории как хаотического скопле­ния случайных событий. Он настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Задача философии истории, по Ясперсу, решается в поисках этого единства, смысла, структуры миро­вой истории.

Ясперс утверждал, что человечество имеет единое проис­хождение и единый путь развития. Основой этого единства мо­жет стать лишь «философская вера», черпающая свои истины из библейской религии. Только библейская религия является всеобъемлющим историческим пространством, из которого каждое вероисповедание извлекает нужное ему содержание.

«Философская вера», по Ясперсу, есть вера в «коммуника­цию»- Истину, которую человек теряет в одиночестве и своево­лии, можно найти, установив связь между людьми, осуществив «подлинные отношения», или «экзистенциальную коммуника­цию». Вступление в подлинную коммуникацию возможно только в том случае, когда человек как бы разрывает свои социальные связи и отношения, мешающие установлению коммуникации, основанной на взаимной любви и безграничном доверии.

Таким образом, экзистенциальная коммуникация служит своеобразным заменителем религиозного общения.

Философская вера, как ее мыслит Ясперс, находится на границе между верой религиозной и научным знанием. Фило­софская вера «хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя». Она есть продукт размышлений, а не откровения. Фило­софствование любого человека имеет целью достижение ис­тинной «коммуникации», то есть реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе общения «в» и «по поводу» истины). Философская вера дает ответы на все «эк­зистенциальные вопросы». Вопросы о бытии в целом, человеке, вопросы о мире, о душе, Боге, являясь недоступными науке, мо­гут быть разрешены с помощью веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: