Основные функции и формы государственного регулирования рыночной экономики

Функции государства в рыночной экономике многообразны, а именно:

· Забота о макроэкономической стабильности, обеспечение макроэкономического равновесия в рамках финансово-бюджетной, кредитно-денежной политики и других средств;

· Защита конкуренции, интересов потребителей, ограничение монополизма средствами антимонопольной политики, поддержание общественного климата, благоприятного для бизнеса;

· Решение проблем, в которых частный сектор малоэффективен. Сюда относится социальные проблемы, помощь низкообеспечиваемым слоям населения, безработным, развитие здравоохранения, образования, науки и культуры. А также решение структурных и региональных проблем, стимулирование прогрессивных, оборонных отраслей, метеослужбы, геологоразведки, освоение космоса, защита окружающей среды.

· Внешнеэкономическая политика, стимулирование экспорта и регулирование импорта, защита отечественного производителя средствами финансовой и таможенной политики.

· Традиционные функции государства: сбор налогов, составление госбюджета, регулирование минимальной заработной платы, третейский суд и т.п.

Все эти функции государства могут эффективно осуществляться лишь на совершенной правовой базе, хозяйственном и ином законодательствах, которые являются своеобразными «правилами игры» в экономической сфере.

Выполнение указанных функций обеспечивается через конкретные формы государственной деятельности. Это создание и функционирование системы соответствующих государственных учреждений (Министерства финансов, экономического развития и торговли, антимонопольной политики, налоговая инспекция и т.д.), управление государственным сектором экономики, стимулирование бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.

Таким образом, роль государства в рыночной экономике очень велика, но она проявляется в принципиально иных формах, чем в плановой, социалистической экономике. Там государство не только отвечает за всё, но и «делает всё своими руками». В рыночной экономике государство также отвечает за все, но прямо управляет лишь госсектором. Оно многое передает частному сектору, оставляя за собой контроль и создание благоприятных условий для бизнеса.

Принципиально важен вопрос об объективных границах государственного вмешательства в экономику. Какой бы полезной ни казалась та или иная форма госрегулирования, она не должна подрывать основы свободного ценообразования и свободной конкуренции. Отсюда и принцип: «чем больше государство регулирует рынок, тем хуже он работает». Этот кажущийся парадокс неизменно подтверждается практикой. В странах с развитой экономикой у власти периодически сменяют друг друга чисто буржуазные и социал-демократические партии. Первые стимулируют производство и свободный рынок, мало заботясь о благосостоянии населения. Вторые, заботясь о повышении жизненного уровня, усиливают государственное регулирование, повышают налоги, что приводит к падению производства. Периодическая смена вех в экономической политике обеспечивает стабильный общественный прогресс.

На Западе государственное регулирование создавалось и совершенствовалось, в основном, с определенным временным лагом, как бы после утверждения рыночной экономики, существующей уже не одну сотню лет.

В России вопрос о формах и пределах государственного регулирования экономики особо важен и сложен, что обусловлено следующими обстоятельствами.

1. Отработка российской системы госрегулирования происходит не после (как на Западе), а одновременно с созданием рыночной экономики.

2. Само появление и созревание рыночной экономики в России осуществляется во многом «руками» государства, достаточно вспомнить приватизацию госсобственности, введение рыночного ценообразования, демонополизацию экономики и др.

3. Государственное регулирование экономики России идет в сторону сокращения его объема сравнительно с недавним прошлым, а не в сторону его увеличения как это происходило столетия на Западе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: