N Тема 3

& Особенности публичных выступлений

У́стная публи́чная речь — разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступ­ле­ни­ях на общественно значимые темы. К такой форме говорящий прибегает при осуществлении ункций сообщения и воздействия при наличии интеллекту­а­ли­зи­ро­ван­ной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах.

Публичная может носить подготовленный или импровизированный характер. Основные её языковые характе­ри­сти­ки определяются фактором устности. Преобладание функции общения способствует усилению диалогич­но­сти речи, преобла­да­ние функции сообще­ния — монологичности.

Спикеры обращаются по-разному к различным зрителям. Общая аудитория – это каждый, кто услышит речь или прочитает ее в письменном виде. Определенная аудитория, с другой стороны, это как бы подмножество общей аудитории. В аудитории с различными степенями знания касательно предмета речи требуются комментарии, прежде всего для неспециалистов. Слушатели различаются по ценностным ориентациям, знанию, стилю коммуникации, и интеллектуальной совместимости. Говорящему необходимо учитывать, является ли аудитория молодой или старой, богатой или бедной, женской или мужской, очень религиозной или менее верующей.

На формирование публичной речи важное влияние оказывает ее основная цель. Две основные цели публичного выступления - сообщение и убеждение. При информировании аудитории спикер стремится к тому, чтобы аудитория после прослушивании речи знала больше, чем ранее. Когда спикер стремится убедить аудиторию, он хочет, чтобы они приняли новое положение, изменили мнение или предприняли какое-либо действие.

Четкая организация речи помогает улучшать ее ясность и увеличить эффективность. В начале речи следует обращение к аудитории и устанавливается контакт с ней. Далее идет упоминание главных пунктов, которые будут освещены в речи. Повторение - важный аспект публичного выступления. После освещения основных пунктов следует заключение. Заключение обобщает основные идеи и обеспечивает завершение речи. Важной частью выступления является аргументирование, поддерживаемое доказательствами:

· Liberal arts is best because it teaches students independent thinking;
· That was Newman's best because it presented the most difficult role;
· Global warming is real because the most reputable science points in that direction.
· Everyone should stop wearing seat belts because it would save lives.

В публичном выступлении часто используется статистика для усиления аргументирования: 17 million visitors to the Rock and Roll Hall of Fame, 'crossing North Main during rush hour increases your chances of death 20%', 'applications have risen 40% over the past three years'.

В плане оформления публичная речь несет черты разговорности. Спикер использует невербальные средства, чтобы установить контакт с аудиторией и произвести необходимое впечатление.

Перевод публичной речи может осуществляться на основе письменного текста или последовательно, но следует помнить, что в выступлении спикер может отступить от готового текста и внести в выступление элементы импровизации. Переводчик должен помнить о таких параметрах как ясность, простота, необходимость повторения.

J Вопросы по темам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: