Оцените ситуацию с правовой точки зрения

ОТВЕТ: Действия налогового органа носят неправомерный характер. П.8 ст.32 НК РФ (Обязанности налоговых органов) предусматривает обязанность … соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение…

Имеет место нарушение норм. Ст. 102 НК РФ (Налоговая тайна)

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом… сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере;

3) о нарушениях законодательства о налогах;

4) предоставляемых соответствии с международными договорами…

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению … относится… передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа…

Налоговое законодательство в ст. 103. (Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля) определяет, что …при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам….

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1в ред. от 09.02.2009 «О средствах массовой информации»

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации … для разглашения сведений, составляющих … специально охраняемую законом тайну….

Правомерными могли бы стать действия органов ФНС РФ, предусмотренные гл.10 НК РФ (Требование об уплате налогов и сборов) и гл. 11. НК РФ (Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов), что предполагало бы легальное применение к налогоплательщику таким мер как приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей (ст.76 НК РФ) или арест имущества (ст.77 НК РФ).

Раздел 4. Задачи по вопросам разрешения конфликтных ситуаций связанных с оборотом объектов налогообложения, реализацией товаров, работ или услуг, вопросами ценообразования, взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Спорные ситуации по порядку исчисления налога, налоговой базы и налоговой ставки.

Задача 4.1. Налоговый орган вынес решение о применении к организации налоговой ответственности на основании п.3 ст.120 НК РФ. В акте налоговой проверки указано, что в результате отсутствия первичных документов организацией была занижена налоговая база. Организацией представлен акт комиссии, согласно которому первичные документы были уничтожены в результате пожара. Из протокола осмотра места происшествия следует, что основная часть первичных документов хранилась на столе в бухгалтерии рядом с компьютером, ставшим источником возгорания. Является ли правомерным решение налогового органа о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах?

ОТВЕТ: Действия налоговых органов о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах носят обоснованный характер.

П.8. ч.1.ст. 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщика» содержит прямую норму, обязывающую организацию налогоплательщика «… в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов…».

Описываемая в задаче ситуация характеризует невыполнение организацией-налогоплательщиком своих обязанностей, следствием чего стала утрата этих документов, по причине пожара.

Ст. 106 НК РФ позволяет трактовать рассматриваемую ситуацию, как бездействие налогоплательщика в выполнении обязанностей по сохранности документов. Правовой анализ ситуации свидетельствует о том, что утрата документов не приводит к какому либо имущественному ущербу для самого налогоплательщика.

Таким образом общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговыми органами не нарушены (ст.108 НК РФ), обстоятельств, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности (по ст. 109 НК РФ) не выявлено, обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (по ст.112 НК РФ) отсутствуют.

И, наконец, ч.3 ст. 120 применена правильно, так как идет речь о грубом нарушении правил учёта доходов и расходов, выразившемся в утрате первичных документов, что в прямой постановке формулируется в ч. 3 ст. 120 НК РФ.

Задача 4.2.В ноябре 2009 г. по договору купли-продажи от 15.10.2009 г. ООО приобрело строительную будку на металлическом каркасе за 100 000 руб. у физического лица (не работника ООО). Сведения по данной сделке в налоговые органы не предоставлены. По итогам 2009 г. физическое лицо подает декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы, где его ставят в известность о том, что данные о продаже будки на него не поступали. Каковы последствия непредставления сведений о приобретении строительной будки у работника за наличный расчет по договору купли-продажи?

ОТВЕТ: Данные на физическое лицо о «продаже будки» не должны были «поступить», так как должна была иметь место информация о приобретении имущества организацией (ООО).

В рассматриваемой ситуации речь идёт о получении налогоплательщиком - физическим лицом дохода от продажи принадлежащего ему имущества в соответствии со ст.208 НК РФ. Причём речь идет о продаже движимого имущества, так как строительная будка на металлическом каркасе не относится к недвижимому имуществу. (Определение недвижимого имущества см. ст.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Поскольку физическое лицо не состояло в трудовых отношениях с ООО, то ООО по отношению к этому лицу не являлось налоговым агентом и, соответственно, не имело обязанности исчислить и удержать налог.

В тоже время, приобретение движимого имущества юридическим лицом порождает у него обязанность по уплате налога на имущество организации, в соответствии с нормами гл.30 НК РФ.

Из условий задачи следует вывод, что ООО не уведомил налоговые органы о появлении у него движимого имущества в виде строительной будки. (ст. 374 НК РФ «Объект налогообложения»).

В соответствии со ст. 386 НК РФ ООО должно было подать декларацию с указанием нового объекта движимого имущества по итогам налогового периода не позднее 30. 03. 2008.

А, в соответствии со ст. 229 НК РФ физическое лицо должно было подать декларацию по итогам налогового периода не позднее 30. 04. 2010.

Таким образом, ООО не учло недвижимый объект для целей налогообложения при уплате налога на имущество организации, что можно трактовать как занижение налоговой базы.

Сопоставление рассмотренных фактов дает право налоговым органам трактовать действия ООО по статье 122 НК РФ, если будет выявлено, что налог не был уплачен. Трактовать действия ООО по ст. 120 (Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения) мы не можем, т.к. под понятие грубого нарушения выявленная ситуация не подпадает.

Последствия непредставления сведений о приобретении строительной будки для ООО могут выразиться взысканием штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Говоря о необходимости уплаты налога физическим лицом, следует отметить, что физическое лицо, подав декларацию, будет освобождено от уплаты налога на основании ч.1. п.1. ст.220 НК РФ «Имущественные налоговые вычеты», т.к. сумма, вырученная от продажи будки менее 125 тыс. руб.

Пример расчёта: Неуплаченный налог = 2,2 % от 50 тыс. руб.ч Х 75/365 = 0,022 Х 50.000 Х 0,205=0,00451 Х 50.000=225,5 руб

Сумма штрафа 20% от 225,5 руб= 45 руб.

«Статья 208 НК РФ. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:…

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;…

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу»; «Статья 1. Основные термины. Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;» (ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(с изменениями от 23.11.2007 г.)

«Статья 228 НК РФ. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:…2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

3. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

4. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 229 НК РФ. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства…»

«Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).»

«Статья 374 НК РФ. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,...»

Задача 4.3. Индивидуальный предприниматель не является плательщиком налога на добавленную стоимость (применяет упрощенную систему налогообложения). Являясь налоговым агентом по НДС, налог на добавленную стоимость в бюджет он уплачивал своевременно, а налоговые декларации по НДС в течение трех лет (2007-2009) не представлял. Указанный факт (п. 5 ст. 174 НК РФ) был выявлен налоговым органом в ходе выездной проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ. Дайте правовую оценку сложившейся ситуации. Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: В задаче фактически ставится вопрос: правомерно ли привлечение налогового агента к ответственности за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ?

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые декларации обязаны представлять не только налогоплательщики, но и налоговые агенты.

Все налоговые агенты по НДС обязаны представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС. Ее форма утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31н.

Налоговый период, за который агент подает декларацию, определяется по правилам статьи 163 Кодекса. Для большинства организаций это календарный месяц. Налоговая декларация представляется до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики, применяющие УСН, ЕНВД или ЕСХН, декларацию подают за тот налоговый период (квартал), в котором НДС был удержан из дохода налогоплательщика.

По данному вопросу существует несколько точек зрения, Министерства финансов РФ практикующих юристов, и судебных инстанций.

Нам следует исходить из материалов официальных толкований и разъяснений, которые будут применяться органами ФНС РФ в практике налогового контроля.

Официальная позиция заключается в том, что применение ст. 119 НК РФ к налоговым агентам неправомерно. За непредставление декларации налоговые агенты несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Поэтому вынесение решения о привлечении к ответственности налогового агента за совершение налогового правонарушения, по п.п. 1, 2 статьи 119 НК РФ в рассматриваемой ситуации неправомерно. За непредставление декларации налоговый агент мог понести ответственность по ст. 126 НК РФ.

По данному вопросу существует три точки зрения.

Позиция 1. Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 119 НК РФ неправомерно. За непредставление декларации налоговый агент несет ответственность по правилам ст. 126 НК РФ.

Письмо Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/38. Финансовое ведомство разъясняет, что применение ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации налоговым агентом, который не является плательщиком НДС, неправомерно. Ответственность за это предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2006 № Ф09-4546/06-С7 по делу № А60-42329/05

Суд указал, что налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ. Для налоговых агентов данное правонарушение влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит: ещё множество постановлений: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2007 N А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07 по делу № А78-7944/06-С2-8/439

Суд указал, что налоговый агент не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку субъектом ответственности указанного правонарушения являются налогоплательщики.)

Позиция 2. Статья 126 НК РФ не может быть применена к налоговым агентам, не представившим налоговую декларацию. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2003 № А28-5510/03-243/21

Суд посчитал, что налоговый агент, не представивший декларацию по НДС, не подлежит привлечению к ответственности ни по ст. 119 НК РФ, ни по ст. 126 НК РФ.)

Позиция 3. Правомерно привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2002 № А56-19695/02

Суд пришел к следующему выводу: агента, не представившего декларацию, можно оштрафовать по ст. 119 НК РФ. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2003 № Ф09-1933/03-АК)

Задача 4.4. ООО «Петр и Анна лтд.» приобрело цемент по цене 1 200 рублей за тонну. Рыночная цена в данном периоде составляла 800 рублей за тонну. Налоговый орган проверил правильность применения цены по сделке и принял решение о доначислении суммы налога и пени исходя из рыночной цены. Правомерно ли данное решение? Какую цену следует принимать для целей налогообложения?

ОТВЕТ:

В данной ситуации следует дать оценку правильности применения налоговыми органами положений ст. 40 НК РФ (Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения) в отношении ООО «Петр и Анна лтд.»

По условию задачи ООО выступает покупателем, а продавцом выступает некое третье лицо.

То, что данная сделка будет подконтрольна налоговым органам в плане обязательной проверки её соответствия нормам ст. 40 НК, подтверждается п.п.4 п. 2 ст. 40 НК РФ, а именно «…для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам «…при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени» (п.3 ст.40 НК РФ).

Согласно ст.ст.1 и 421 ГК РФ стороны свободны в установлении условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Статьей 107 НК РФ предусмотрено, что организации несут ответственность за совершение налогового правонарушения в случаях, предусмотренных гл.16 Кодекса.

Глава 16 Кодекса в перечне видов налоговых правонарушений не содержит такого состава правонарушения, как применение сторонами по сделке цены товара, работ или услуг, отличной от рыночной цены. То есть состава нарушения нет, так как цены оказались не занижены, а завышены, что автоматически привело увеличению налоговых поступлений в бюджет. (При этом, вызывает сомнение целесообразность действий руководства ООО, которое действует себе в убыток.)

Исходя из фискальной роли органов ФНС, можно рассматривать возможность последующего возмещения НДС при перепродаже цемента, но это также явно нецелесообразно с экономической точки зрения, к тому, же по условию задачи не указано, для каких целей цемент приобретался (для собственных нужд или для последующей коммерческой реализации).

Таким образом, действия налогового органа в части организации проверки – правомерны, а в части принятия решения о доначислении суммы налога и пени, исходя из рыночной цены – нет.

Задача 4.5. Налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и, соответствующим постановлением взыскание было обращено на линию по упаковке готовой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: