Оборотные средства предприятий совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они последовательно проходят три стадии: обращения (I), в которой «оборотные средства перетекают из денежной формы в форму производственных запасов; производства (II), в которой материальные запасы расходуются в производстве и на их основе создается готовая продукция (на автотранспорте — выполняется транспортная работа); обращения (III), в которой производственная продукция превращается в денежные средства, вновь используемые для пополнения производственных запасов.
Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет свои особенности, обусловленные экономической природой транспортной продукции и спецификой процесса ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не обладает вещественной, то на III стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т. е. со II стадией. В связи с этим на автомобильном транспорте оборотные средства имеют две стадии оборота.
|
|
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимосвязанными показателями: скоростью, временем оборота и размером оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов предприятия.
Скорость оборота определяется числом оборотов (коэффициентом оборачиваемости) за месяц (квартал, год), которые совершают оборотные средства:
N ОБ= Д / Фоб ,
где Д — сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени без отчислений от доходов в размере 2%, направляемых на строительство дорог, руб; Фоб— сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.
По сути, число оборотов оборотных средств представляет собой сумму реализованной продукции на 1 руб. оборотных средств предприятия.
Время оборота определяется в днях: количество календарных дней отчетного периода Тк делится на число оборотов.
Тоб=Тк / Nоб
Третий показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости и называемый коэффициентом загрузки оборотных средств, характеризует количество оборотных средств, приходящееся на 1 руб. доходов предприятия:
К 3=Фоб/ Д
Задача
Условие. За год АТП получило за перевозку грузов 16 200 тыс. руб., при этом использовало оборотных средств на сумму 720 тыс. руб.
Решение. Показатели оборачиваемости оборотных средств рассчитывают следующим образом (с учетом отчислений от доходов в размере 2% на строительство дорог):
I) N0б = 16 200 000 • 0,98: 720 000 = 22,05 оборота;
2)Т0Б = 360: 22,0= 16,4 дня;
3) к3 = 720 000: 16 200 000 • 0,98 = 0,0435 руб. на 1 руб. доходов.
Оборотные средства находятся одновременно во всех стадиях кругооборота. При повышении скорости перевода оборотных средств из одной стадии кругооборота в другую уменьшается время нахождения их в каждой стадии, а это способствует уменьшению потребности в оборотных средствах.
|
|
Важнейшей задачей работников АТП является улучшение использования оборотных средств. Таких путей несколько.
Во-первых, строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.
Во-вторых, улучшение организации материально-технического снабжения нормирования и планирования оборотных средств, отказ от практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах), что приводит к замораживанию средств.
В-третьих, своевременное заключение договоров с клиентами на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных средств, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей. Снижение времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания и текущих ремонтов способствует сокращению незавершенного производства, что, в свою очередь, приводит к повышению оборачиваемости оборотных средств.
В результате, оборотные средства высвобождаются из процесса производства и обращения. Для определения суммы высвобожденных оборотных средств необходимо установить потребность в них за отчетный период исходя из фактической оборачиваемости за этот период и параллельно определить потребность в оборотных средствах исходя из оборачиваемости з а предшествующий период. Разница между суммой оборотных средств при втором и первом подсчетах составит количество оборотных средств, высвобожденных вследствие ускорения их оборачиваемости.