Предприятий автомобильного транспорта

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРУГООБОРОТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Оборотные средства после основных фондов занимают по своей величине второе место в общем объеме ресурсов, определяю­щих экономику предприятия. С позиции требований эффектив­ного ведения экономики предприятия объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в ассортименте и количестве, запрашиваемом рынком, и в то же время минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Оборотные средства представляют собой сумму оборотных фондов и фондов обращения, выраженных в денежной форме.

Оборотные фонды, как уже отмечалось ранее, — это предметы труда, которые потребляются в однократном производственном цикле, полностью утрачивая свою натуральную форму, при этом стоимость единовременно переносится на стоимость готовой продукции.

Фонды обращения предназначены для обслуживания сферы обращения. К ним относятся денежные средства в банке и на расчетном счете предприятия, в кассе; средства, указанные в расчетных документах за выполненные перевозки и другие услуги; дебиторскую задолженность заказчиков.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под соста­вом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборот­ных средств.

Особенность производственного цикла автотранспортного Предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. На территории АТП не содержатся основные материалы, составляющие материальную основу готового продукта на промышленных предприятиях, здесь также нет незавершенного производства, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автотранспортного предприятия определяет относительно мень­шую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предпри­ятиях она составляет 35—45% общей суммы основных и оборот­ных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

Производственные запасы составляют 40—50% оборотных средств АТП, производственные оборотные фонды — около 90%.

При планировании оборотных средств производственные за­пасы разделяются на следующие основные группы:

1. Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд — составляют примерно 20% производственных запасов.

2. Топливо — около 6%.

3. Автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, авто­станциях и линейных пунктах — примерно 8%. Шины, смонтиро­ванные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

4. Запасные части фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом — до 40% производственных за­пасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвиж­ного состава.

5. Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и ма­териалы со сроком службы менее одного года — до 30% производственных запасов.

Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стои­мости их износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и ос­тальные 50% —при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).

К незаконченным расчетам относятся:

1) незавершенное производство, которое имеет место лишь и процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основ­ной деятельностью;

2) расходы будущих периодов.

Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются и предыдущем периоде, и их относят на себестоимость перевозок и последующие периоды.

К этим расходам причисляются арендная плата, затраты на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д.

Суммарное количество оборотных средств по указанной груп­пе небольшое и составляет менее 1% общего их количества.

В сфере обращения АТП находятся в основном денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие виды услуг.

Состав оборотных средств АТП.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: