Производительность труда на автомобильном транспорте

Производительность труда измеряется выработкой — количе­ством продукции, произведенной в единицу времени, и трудоемкостью — количеством времени, затрачиваемого на единицу продукции. В первом случае рост производительности труда определяется увеличением количества продукции в единицу времени, во втором — уменьшением затрат рабочего времени на изготовление каждого изделия.

Различают производительность индивидуального, коллектив­ного и общественного труда.

Производительность индивидуального труда характеризуется затратами живого труда на производство единицы продукции (трудозатраты на осуществление погрузочно-разгрузочной операции, ремонт узла и т. д.) или выполнение заданного объема работ.

Производительность коллективного труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в трудовых коллективах — предприятии, бригаде. При производстве однородной продукции она может определяться затратами живого труда и вы­ражаться в натуральных единицах, а при изготовлении разнородной продукции — затратами живого и овеществленного труда. При этом производительность труда основывается на учете полных затрат рабочего времени на производство конкретной продукции, т. е. какзатрат живого труда работников, производящих данный продукт, так и затрат прошлого труда, овеществленного в сырье, топливе, материалах, использованных при выполнении данной работы.

Производительность общественного труда является одним из важных критериев эффективности экономики и исчисляется как отношение произведенного национального дохода к численности работников, занятых в отраслях материального производства.

Применительно к транспортным операциям общие затраты живого труда определяются суммой затрат рабочего времени каж­дого из работников, участвующих в перевозках, погрузочно-разгрузочных операциях и складировании. Прошлый овеществлен­ный труд заключен в транспортных средствах, топливе и матери­алах, которые используются на всех этапах перемещения грузов и пассажиров.

На высокой ступени технического прогресса, когда в суммар­ных затратах преобладает прошлый овеществленный труд, эконо­мия живого труда уже не может выступать решающим условием экономического роста. Критерий экономической эффективности общественного производства применительно к транспорту состо­ит в том, что чем меньше количество труда, овеществленного и живого, которое требуется для перевозки товара на данное рассто­яние, тем выше производительная сила труда, и наоборот.

На уровне ПАТ наиболее характерным способом определения производительности труда является измерение количества продук­ции, изготовленной в единицу времени одним работником, выработки продукции или затрат рабочего времени на единицу продукции — трудоемкостью единицы продукции. Таким образом, производительность труда отдельного работника или коллектива работающих характеризуется двумя показателями, которые связаны между собой обратной взаимозависимостью. Выработка продукции в единицу времени на одного работающего Wвыр

WBblP=Q / T,

где Q — объем произведенной продукции;

Т — рабочее время, затраченное на производство продукции, чел.-ч; смены; дни.

Трудоемкость единицы продукции WTp

WTP=T / Q.

Соотношение между выработкой ∆WBЫР и трудоемкостью ∆WTP определяется по формулам:

ΔWвыр = [ΔWтр / (100 – ΔWтр)]∙100;

ΔWтр = [ΔWвыр / (100 – ΔWвыр)]∙100;

где ∆Wвыр – рост выработки при снижении трудоемкости на ∆Wтр, %;

∆Wтр – снижение трудоемкости при росте выработки на ∆Wвыр, %.

Точность измерения производительности труда влияет на экономическую обоснованность плана по труду, степень использова­ния резервов. Без показателя производительности труда невозмож­но установить плановую численность работников производствен­ного коллектива и плановый фонд заработной платы, оценить эффективность затрат живого труда, эффективность использова­ния трудовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: