ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
Заработная плата до настоящего времени остается главным источником благосостояния наемного работника и определяется конечными результатами работы предприятия и личным трудовым вкладом работника.
Заработная плата или ставка заработной платы— это цена, выплачиваемая за использование труда. Через систему оплаты труда строятся экономические отношения предприятия-собственника с персоналом.
В условиях рыночных отношений труд является товаром, и заработная плата выражает цену этого товара.
Но в то же время с помощью заработной платы оплачивается процесс потребления трудовых ресурсов, внешне принимающих форму результатов труда, а не просто затрат труда, что лежит в основе принципа распределения по труду. И наконец, уровень заработной платы должен определяться количеством времени, необходимого для расширения воспроизводства рабочей силы, состоянием рынка потребительских товаров и услуг — иначе говоря, минимально необходимым потребительским бюджетом работников.
|
|
В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие основные принципы оплаты труда:
♦ соответствие размеров оплаты труда стоимости рабочей силы на рынке труда — размеры оплаты труда определяются спросом и предложением на трудовые ресурсы;
♦ минимальный размер заработной платы должен быть не
ниже размера минимального потребительского бюджета; он
должен регулироваться федеральным законодательством;
♦ заработная плата должна быть индивидуализирована: ее размер
должен соответствовать количеству, сложности и ответственности выполняемых работ и результатам их выполнения;
♦ освобождение заработной платы от несвойственных ей компенсационных функций — неблагоприятные условия труда при
невозможности их устранения должны компенсироваться не
заработной платой, а социальными средствами, позволяющими сохранить здоровье и работоспособность персонала;
♦ в условиях рыночных отношений предприятия любой формы собственности, действующие на коммерческой основе,
в качестве заработной платы могут выплатить только то, что
они получают в виде дохода от реализации товаров и услуг;
♦ заработная плата может выполнять стимулирующую роль:
побуждать работника к достижению высоких результатов в
своей деятельности, к повышению уровня квалификации.
В условиях рыночной экономики предприятиям предоставлены широкие права в выборе форм, систем и установлении размеров оплаты труда работников.
Обязанностью предприятий независимо от видов собственности и организационно-правовых форм является обеспечение гарантированного законом минимального размера оплаты труда.
|
|
Максимальный размер оплаты труда конкретного работника нe ограничен.
На автотранспортных предприятиях традиционно получила широкое распространение система оплаты труда на принципах единой тарифной сетки, при которой тарифные ставки и должностные оклады работников автомобильного транспорта определяется исходя из тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и отраслевого минимального размера оплаты труда.
Единая тарифная сетка (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.10.92 г. № 785 и принята на автомобильном транспорте в качестве отраслевой.
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА
И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тарифная система оплаты труда рабочих представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых дифференцируется и регулируется уровень заработной платы различных групп и категорий рабочих в зависимости от условий труда, квалификации, а также особенностей и значения отрасли и территориального размещения предприятий. Тарифная система оплаты труда рабочих включает в себя тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты к заработной плате.
Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень и характеристику всех работ, встречающихся на данном производстве, и определяет их разряд в зависимости от степени сложности их выполнения. Используются два типа справочников:
1) Единый тарифно-квалификационный, в который включены
сквозные, т. е. применяемые в различных отраслях, виды
работ и профессий;
2) отраслевые и ведомственные.
Справочники должны отвечать определенным требованиям:
♦ отражать достигнутый уровень техники, организации труди
и производства, а также передовой производственный опыт;
♦ распространяться на рабочих всех имеющихся профессий и
специальностей;
♦ определять основные характеристики различия в уровне квалификационной подготовки и ее четко очерченные признаки для рабочих смежных разрядов;
♦ содержать описания типовых, характерных для каждой профессии (специальности) и разряда видов работ;
♦ разрабатываться по единой научно-обоснованной методике.
Разряды оплаты труда рабочих и специалистов для расчета окладов и тарифных ставок определяются следующим образом.
Перечень профессий рабочих и диапазон разрядов из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (извлечения) приводятся в таблице 1.
Таблица 1. Перечень профессий рабочих и диапазон разрядов
Наименование профессий | Диапазон разрядов |
Аккумуляторщик | 1-5 |
Водитель погрузчика | 2-4 |
Вулканизаторщик | 2-6 |
Газосварщик | 1-6 |
Жестянщик | 2-5 |
Кузнец ручной ковки | 2-5 |
Маляр | 1-6 |
Машинист (кочегар) котельной | 2-6 |
Машинист моечной установки | |
Медник | 2-6 |
Мойщик покрышек | |
Мойщик-уборщик подвижного состава | 1-2 |
Монтировщик шин | 2-4 |
Обойщик | 1-5 |
Оператор заправочных станций | 2-5 |
Подсобный рабочий | 1-2 |
Слесарь по ремонту автомобилей | 1-6 |
Слесарь по топливной аппаратуре | 2-5 |
Слесарь-ремонтник | 2-6 |
Смазчик | 1-3 |
Столяр | 2-6 |
Токарь | 2-6 |
Электромонтер по обслуживанию электрооборудования | 2-6 |
Электросварщик ручной сварки | 1-6 |
Извлечения из Перечня отдельных профессий рабочих, которым ранее устанавливались месячные оклады, и диапазон разрядов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Извлечения из Перечня отдельных профессий рабочих
Наименование профессий | Диапазон разрядов |
Водитель автомобиля | 4-7 |
Водитель транспортно-уборочной машины | |
Киоскер | |
Кладовщик | 1-2 |
Контролер технического состояния автотранспортных средств | |
Приемщик заказов | 1-2 |
Приемосдатчик груза | 2-3 |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий | 2-4 |
Раздатчик нефтепродуктов | |
Сторож (вахтер) | 1-2 |
Уборщик территорий |
Таблица 3 - Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих
|
|
Наименование профессий | Диапазон разрядов | |
1. Руководители | ||
Директор (генеральный директор, начальник, управляющий) организации, учреждения и предприятия | 15-18 | |
Главный бухгалтер | 13-16 | |
Главный инженер | 14-17 | |
Главные механик, энергетик, диспетчер и др. | 13-16 | |
Заведующий канцелярией | 4-5 | |
Заведующий складом | 4-6 | |
Мастер участка (включая старшего) | 6-11 | |
Начальник (заведующий) мастерской | 7-14 | |
Начальник хозяйственного отдела | 7-8 | |
Начальник участка (смены) | 7-12 | |
Начальник гаража | 8-14 | |
Начальник автоколонны | 9-14 | |
Начальник вспомогательного отдела (кадров, спец-отделов и др.) | 8-12 | |
Начальник основного отдела | 11-14 | |
Начальник цеха | 11-14 | |
2. Специалисты | ||
Бухгалтер | 5-11 | |
Бухгалтер-ревизор | 7-11 | |
Диспетчер (включая старшего) | 4-5 | |
Инженер | 6-11 | |
Инженер по организации и нормированию труда | 6-11 | |
Инженер по охране труда и технике безопасности | 6-11 | |
Инспектор по кадрам, по контролю за исполнением поручений (включая старших) | 4-5 | |
Механик | 6-11 | |
Экономист | 6-11 | |
Юрисконсульт | 6-11 | |
3. Технические исполнители | ||
Делопроизводитель | ||
Кассир (включая старшего) | 3-4 | |
Табельщик | 3-4 | |
Учетчик | 3-4 | |
Экспедитор по перевозке грузов | 2-3 | |
По тарифной сетке определяются различия в оплате труда рабочих в зависимости от их квалификации и категории выполняемых работ. Она включает перечень квалификационных разрядов для конкретной отрасли и соответствующие им тарифные коэффициенты. Тарифный коэффициент 1-го разряда равен единице. Каждому последующему разряду присваиваются нарастающие тарифные коэффициенты, которые показывают, во сколько раз тарифная ставка рабочего определенного разряда превышает ставку, установленную для рабочего 1-го разряда.
|
|
Отношение тарифного коэффициента последнего (высшего) квалификационного разряда к коэффициенту первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Тарифные коэффициенты строятся таким образом, чтобы разрывы между смежными коэффициентами возрастали по мере движения к высшему разряду. Прогрессивное возрастание коэффициентов от низшего к высшему направлено на обеспечение роста производственно-технической квалификации рабочих.
Тарифная ставка представляет собой абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (час, смену, месяц). Ее основа — тарифные ставки рабочих 1-го разряда, которые устанавливаются в результате государственного регулирования оплаты труда. Ставки для рабочих остальных рабочих разрядов определяют умножением тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Например, месячные тарифные ставки (оклады) работников по разрядам определяются умножением минимальной тарифной ставки 1-го разряда (минимума заработной платы) на соответствующий тарифный коэффициент по ETC.
Установленные таким образом ставки и оклады рекомендуется применять в качестве минимальных уровней оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников автомобильного транспорта при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и при выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).
Рекомендуемые ставки и оклады используются в качестве ориентиров при установлении конкретных окладов и тарифных ставок работникам и дифференциации оплаты по профессионально квалификационным группам.
К заработной плате всех категорий работников установлены районные коэффициенты, которые представляют собой показатели увеличения ее размера в зависимости от места расположения предприятия и являются средством межрайонного регулирования оплаты труда. Для большинства восточных и северных районов страны установлены коэффициенты в размере 1,1...1,3, а для районов Крайнего Севера — 1,5...2,0.
Повышенная оплата труда в таких районах обусловлена народнохозяйственным значением освоения районов Севера, Сибири, Дальнего Востока, тяжелыми природно-климатическими условиями и действующими там ценами на предметы потребления и услуги.