Чтобы определить, какие претенденты могут перейти на следующую ступень отбора, к общим рейтингам компетенции применяются специальные правила. Выборщику нужно знать эти правила, чтобы обеспечить обоснованный подход к толкованию набора рейтингов по компетенциям. Правила могут быть разными на разных ступенях отбора, но важно, чтобы правила эти были установлены до того, как начнется рекрутмент.
Как и при определении разрядов на шкале рейтингов, правила принятия решений должны быть весомыми для исполнения работы. Например: если для приема на работу кандидат должен продемонстрировать рейтинг исполнения от «приемлемый результат» до «выдающийся результат» по всем компетенциям, то и правила должны отражать это.
Правила вынесения решения сразу после оценки «заявлений» кандидатов и правила вынесения решения о найме или отказе после детальной оценки кандидата - различные.
Правила, применяемые на стадии подачи заявлений, могут быть более мягкими, чем правила, применяемые после тщательной оценки, потому что информация о кандидате на первом этапе ограничена.
|
|
Правила формирования окончательного списка претендентов должны устанавливаться сравнением баллов, получаемых по компетенциям экспертами, уже работающими с оценками этих сотрудников по другим критериям исполнения. Такой подход может потребовать оценки большого числа сотрудников, чтобы убедиться, что эти правила действительно соотносятся с различными уровнями исполнения работы. Необходима серьезная экспертиза, чтобы установить эти правила.
Таблица 12 содержит набор правил, которые можно применять, когда исследуются четыре компетенции.
Таблица 12
ПРИМЕР ПРАВИЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ "ЗАЯВЛЕНИЙ" ПО ЧЕТЫРЕМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Провал | Претенденты, имеющие балл "1" по всем компетенциям или более чем по двум |
Резерв | Одна или две оценки "2" |
Рекомендовать | Две или три оценки "3" |
Прошел | Три или четыре оценки "4" |
В этом примере правила применяются в порядке сверху вниз: определяются провалившиеся претенденты, которые сразу же удаляются из списка кандидатов. Следующими определяются те, кто «в резерве», а за ними те, кто «рекомендован». Такой порядок оставляет только тех кандидатов, кто «прошел». Если существует квота для перевода прошедших испытание на следующую ступень (при этом число испытуемых, которые "прошли", оказывается недостаточным), то тогда те, кто "рекомендован" с высоким баллом, добавляются к списку "прошедших", а за ними в список могут быть внесены и "рекомендованные" с более низкими баллами. Если и при этом квота не выполняется, то могут быть добавлены кандидаты с более высоким уровнем исполнения из разряда "резерв".
|
|
Таблица 13 - пример набора правил, которые могут быть использованы после детальной оценки кандидатов (по шкале из пяти пунктов).
Таблица 13
ПРИМЕР ПРАВИЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОСЛЕ ДЕТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Принять кандидатов, которые получат... Правила приема применяются в порядке движения вниз по противоположной колонке до тех пор, пока не принято требуемое число кандидатов. Если применение этих правил не дает достаточного числа кандидатов, тогда подняться выше, используя правило «резерв» | все «1» большинство «1» и «2» по другим большинство «1» и «2», несколько «3» все «2» большинство «2» и «3», несколько «1» большинство «3», несколько «1» и «2» все «3» |
Кандидаты в «резерве», которых можно принять кроме.. Если «резервные» кандидаты требуются для набора квоты, то отдельные кандидаты могут быть выбраны в том же порядке как в случае «принять», плюс один или два с «4». Например: вначале выбрать кандидатов со всеми «1» за исключением одного или двух с «4»; затем выбрать кандидатов с большинством «1» и «2» и одним или двумя «4» и т.д. | один или два «4» |
Отвергнуть кандидатов, которые получили... Отвергнутые кандидаты не должны достигать ступени «принять». | более, чем два «4» или любое число «5» |
"Обратная связь" для оценки на основе компетенций
Рейтинги по компетенциям и подтверждения компетенций, полученные разными методами, можно использовать и после того, как решение по отбору уже принято.
Не достигшим успеха кандидатам можно дать обоснование оценки на примерах по каждой компетенции. Те, кто не прошел отбор, обычно объясняют свое поражение примененными методами оценки и поэтому предпочитают, чтобы обоснование их провала давалось, исходя из методов. Общее обоснование можно построить так, что доводы будут сфокусированы на методах оценки компетенций.
Успешным кандидатам можно предложить более детальное обоснование качества исполнения ими процедур отбора. И они получат большую пользу для предстоящего исполнения конкретных компетенций. Детальное объяснение может стать частью плана развития работника, а также высветить его сильные стороны.
В любом случае компетенции дают возможность обоснование выразить словами, а не цифрами. Словами можно ясно описать стандарты поведения и передать несовпадение того, что наблюдалось при испытаниях кандидата, с тем, что ожидалось от испытуемых. Обоснование, основанное на наблюдении за исполнением компетенций, помогает избежать превращения объяснения в слишком личную ситуацию; такое обоснование создает мирную и доброжелательную атмосферу.