1. Типы вопросов в маркетинговых исследованиях (анализ анкеты)
2. Реферат «Методы качественных исследований рынка»
3. Реферат «Представление результатов маркетингового исследования (по конкретной проблеме)»
4. Изучение вопросов темы, проработка конспекта лекций.
Форма контроля самостоятельной работы:
Защита реферата, проверка выполнения заданий, устный опрос, тестирование.
Вопросы для проверки знаний:
1. Что такое маркетинговая информационная система
2. Как действует МИС? Для чего она предназначена?
3 Каковы цели и направления маркетинговых исследований?
4 Опишите процесс маркетингового исследования.
5 Расскажите о вторичной и первичной маркетинговой информации.
6 Как составляют план сбора первичной информации?
7 Перечислите методы получения первичной информации.
8 Что Вы знаете о качественных и количественных исследованиях?
9 Перечислите основные типы выборок.
10 Какие методы применяют для анализа данных?
Тема 4. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование.
|
|
Цели: понимание принципов идентификации и выбора рыночных сегментов, получение знаний об эффективном позиционировании и дифференцировании рыночных предложений.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Сегментирование рынка: сущность, принципы, уровни.
2. Процесс сегментирования рынка.
3. Критерии сегментации потребительских и деловых рынков.
4. Оценка и выбор рыночных сегментов.
5. Стратегии охвата рынка.
6.Разработка стратегии позиционирования.
7.Дифференцирование рыночного предложения.
Одна компания не в состоянии удовлетворить всех потребителей какого-либо товара: их слишком много, а желания и потребности разнообразны. Следует выявлять тех потребителей, чьи запросы соответствуют возможностям компании, и на них направить свои усилия.
Цель сегментирования рынка - идентифицировать рыночные сегменты и решить, какие из них компания сможет обслужить наиболее эффективно, т.е. выбрать целевой рынок. Целевой рынок может быть определен на уровне сегментов, ниш, локальных рынков и отдельных потребителей.
Основой для сегментирования являются различия в предпочтениях потребителей, что позволяет группировать их в разные сегменты.
Процесс сегментирования рынка состоит из семи шагов:
1) Определение товарного рынка.
2) Выбор критериев сегментации (признаков дробления рынка).
3) Сегментирование товарного рынка.
4) Изучение и оценка привлекательности сегментов.
5) Выбор целевого рынка,
6) Позиционирование на целевом рынке.
7) Разработка соответствующего комплекса маркетинга.
Для сегментации потребительских рынков используют критерии:
|
|
- географические: регион, страна, город, степень урбанизации, климат;
- демографические: пол, возраст, стадия жизненного цикла семьи;
- социально-экономические: доход, профессия, образование;
- культурные: национальные обычаи, традиции, отношение к религии;
- психографические: социальный статус, стиль жизни, тип личности;
- поведенческие: мотив, статус пользователя, интенсивность потребления, лояльность, тип принятия решения, отношение к новинкам и т.д.
Сегментацию деловых рынков проводят по следующим критериям:
- географические;
- производственно-экономические: сфера бизнеса, размер, уровень развития, технология, объем закупок, условия поставок и т.д.;
- ситуация использования: сырье, материалы, компоненты и т.д.;
- ситуация закупки,
- практика закупок: организация и политика закупок, критерии закупок;
- тип сотрудничества: лояльность, готовность к уступкам и т.д.
Сегментация может быть комплексной — проводиться по нескольким критериям. Это позволяет составить более подробную характеристику целевых покупателей. Критерии сегментации связаны с элементами маркетинговой стратегии. Одни критерии позволяют адаптировать свойства, качества и цену товара, другие - упаковку, бренд и продвижение, третьи - сбыт и сервис.
После разделения рынка на сегменты, компания изучает каждый сегмент и оценивает его привлекательность: демографические и социальные характеристики, особенности покупательского поведения, размер, потенциал спроса, уровень конкуренции и доступность сегмента.
Условия привлекательности рыночного сегмент:
- однородность: сходство характеристик и реакций потребителей;
- отличительные черты: потребители должны иметь отличную от других групп реакцию на маркетинговые стимулы;
- емкость и перспектива: должен быть рентабельным (большим либо интенсивно потребляющим), иметь растущий спрос;
- доступность: для исследовании, оценю и обслуживания.
Компания может выбрать один или несколько сегментов для освоения. В зависимости от этого, различают три стратегии охвата рынка:
1) Целевой маркетинг: компания концентрирует усилия на одном сегменте в качестве целевого рынка, комплекс маркетинг максимально приспособлен к его требованиям. Подход обеспечивает прочную позицию в сегменте (стабильные объемы продаж и доля рынка), благодаря специализации сокращаются издержки, но высок риск.
2) Товарно-дифференцированный маркетинг: компания выбирает два или более сегмента, каждый рассматривает как отдельный рынок, для каждого разрабатывает специальное предложение. Позволяет распределить риск, прочная
позиция на рынке, широкий ассортимент. При этом возрастают как объемы продаж, так и издержки.
3) Массовый маркетинг: компания комбинирует два или более сегмента в один целевой рынок, направляет усилия на удовлетворение общих потребностей. Разрабатывается единое предложение для как можно большего числа потребителей. Позволяет достигать высоких объемов продаж; низкие издержки, так как массовый сбыт и продвижение, узкий ассортимент.
Выбор стратегии охвата рынка зависит от целей и ресурсов компании, однородности продукции и рынка, этапа жизненного цикла товара, стратегии конкурентов.
Компания позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж были понятны целевым потребителям. Эффективное позиционирование дает потребителю представление о ценности товара, объясняет, почему следует
покупать именно его. Позиционирование позволяет попять, как потребители воспринимают товары - конкуренты, каковы их позиции по отношению друг к другу, выявляет представление об идеальном товаре.
Процесс позиционирования состоит из нескольких этапов:
|
|
1 Выявление товаров - конкурентов.
2 Определение параметров для сравнения.
3 Построение схем позиционирования (объективных оценок, схемы восприятия, сводной схемы).
4 Определение отличий и преимуществ своего предложения.
5 Выбор стратегии позиционирования.
Стратегия позиционирования может основываться на каком - либо атрибуте продукта; на его преимуществе или особой выгоде; использовании для
определенных целей; предназначении для определенных потребителей; на превосходстве конкурента; лидерстве в товарной категории, либо на оптимальном соотношении цены и качества. В соответствии со стратегией позиционирования планируется весь комплекс маркетинга.
Чтобы завоевать конкурентное преимущество, компания должна стремиться к существенному и значимому для потребителя отличию от конкурентов.
Рыночное предложение можно дифференцировать по пяти направлениям:
- товар (свойства, эффективность, долговечность, комфорт, дизайн и т.д)
- услуги (простота заказа, доставка, установка, обучение, сервис и т.д.)
- персонал,
- каналы сбыта;
- имидж (фирменный стиль, атмосфера, события).
Условиями дифференцирования являются важность, неповторимость, превосходство, преимущество первого хода, приемлемость и прибыльность.
Основные понятия:
Сегментирование рынка - разделение рынка на группы потребителей, однородные по характеру нужд и запросов (сегменты).
Сегмент рынка - группа потребителей со сходными потребности и схожей реакцией на предлагаемый комплекс маркетинга.
Рыночная ниша - более узкая группа потребителей, которой необходим особый набор выгод.
Позиционирование -действия, направленные на обеспечение товару фирмы определенного положения в сознании целевых потребителей.
Дифференцирование - разработка существенных и значимых особенностей предложения компании, с целью отличия его от предложений конкурентов.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа:
1. Построение карты позиционирования
2. Оценка привлекательности рыночных сегментов
|
|