1. Определение целевого рынка, стратегии позиционирования и дифференцирования (на примере конкретного товара/услуги)
2. Изучение вопросов темы, проработка конспекта лекций.
Форма контроля самостоятельной работы:
Проверка выполнения задания, устный опрос, тестирование.
Вопросы для проверки знаний:
1 Что такое сегментирование рынка? сегмент рынка? рыночная ниша?
2 Опишите процесс сегментации.
3 Каковы критерии сегментации потребительских рынков?
4 По каким критериям сегментируют деловые рынки?
5 Как выбрать привлекательные для компании сегменты?
6 Расскажите о стратегиях охвата рынка. От чего зависит выбор стратегии?
7 Что такое позиционирование? В чем его значение?
8 Каковы основные шаги процесса позиционирования
9 Назовите возможные стратегии позиционирования.
10 Каковы направления дифференцирования рыночного предложения?
Тема 5. Основы поведения покупателей
Цель: знание разнообразных факторов, влияющих на покупательское поведение индивида; понимание последовательности принятия решения о покупке, методов и принципов влияния на поведение покупателя.
|
|
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Покупательское поведение: принципы изучения.
2. Модель покупательского поведения.
3. Индивидуальные ресурсы потребителя.
4. Факторы, формирующие поведение покупателя.
5. Процесс принятия решения о покупке.
6. Типы покупательских решений.
7. Особые типы покупательского поведения.
Фирме необходимо изучать и понимать поведение своих потребителей. Тогда она сможет не только прогнозировать покупательское поведение, но и эффективно воздействовать на него.
Модель покупательского поведения описывает, как формируется решение покупателя. Маркетинговые стимулы и другие внешние факторы воздействуют на сознание потребителя. При этом решение о покупке зависит от личностных характеристик и ресурсов потребителя. Окончательный выбор формируется под воздействием социально-культурных и психологических факторов. Задача маркетолога - понять, что происходит в сознании покупателя.
Потребители имеют три основных ресурса: доход, время и познавательную способность. Компания должна выяснить, в какой мере располагают этими ресурсами ее потребители и адаптировать свое предложение.
На выбор покупателя влияют три группы факторов:
1) Социально-культурные факторы:
- культура - первопричина, определяющая потребности и поведение покупателя. В семье, через общественные институты индивид усваивает ценности, нормы поведения и восприятия. Товар должен соответствовать культурным ожиданиям относительно его функций, формы и содержания.
|
|
- субкультура формируется на национальной, расовой,- религиозной или региональной основе; каждая культура состоит из частных субкультур, которые могут требовать особого подхода;
- социальный класс: представители одного класса имеют общие предпочтения, стереотипы поведения и даже языковые отличия. Признаки социального класса: доход, образование, род занятий, круг общения, связи, статус и т.д..
- семья: от стадии ее жизненного цикла зависит размер дохода и типичные покупки. Важно знать распределение ролей в семье: кто инициатор покупки, кто принимает решение, участвует в выборе, покупает и использует товар.
- референтные группы оказывают влияние на поведение, стиль жизни само восприятие индивида, на выбор товаров и брендов. Различают первичные и вторичные, притягивающие и отталкивающие группы. Влияние референтных групп выражено при покупке товаров, потребляемых на виду у окружающих.
- персональное влияние: покупатель может обращаться за советом или информацией к влиятельным, компетентным лицам. Компании стремятся выявить таких лидеров мнений и привлечь их внимание.
2) Психологические факторы:
- мотивация: маркетологов интересует, какие мотивы руководят поведением их потребителей - именно к ним и целесообразно аппелировать. Разработаны теории мотивации 3. Фрейда, А. Маслоу, Ф. Герцбера.
- восприятие: характер поступков индивида зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Восприятие происходит в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания.
- обучение формирует поведение индивида. В свою очередь, оно является результатом взаимодействия стимулов, ответной реакции и подкрепления.
- отношения и установки складываются через поступки, знания и чувства. Отношения формируют в сознании образы товаров и марок, ориентируясь на которые потребители и совершают покупки. Установки определяют намерения индивида по отношению к объекту (стремиться или избегать).
- стиль жизни - то, как живет человек, как тратит свои ресурсы.
Выражается в деятельности, интересах и мнениях. Можно создать связь между продуктом компании и группой индивидов, объединенных стилем жизни;
- тип личности: существует зависимость между типом личности индивида, образом марки, которую он выбирает и поведением в процессе покупки;
- самовосприятие индивида может быть реальным, идеальным и ситуационным. В его основе лежит стремление к самоуважению. Образ марки должен соответствовать самовосприятию индивида;
- ценности - жизненные приоритеты потребителя, его цели, и нормы поведения, помогающие достигнуть желаемого. Важно показать резонанс ценностей потребителя и компании.
3) Ситуационные факторы:
- ситуация коммуникации.- условия контакта с маркетинговым стимулом;
- ситуация покупки - время и условия, в которых приобретается товар (доступность и форма представления информации, атмосфера, персонал и т.д.);
- ситуация потребления - условия, в которых используется товар.
Насколько возможно, следует оптимизировать ситуационные характеристики либо адаптировать к ним свое предложение.
Типичный процесс решения о покупке состоит из следующих стадий:
1) Осознание потребности - ощущение разницы между желаемым и реальным положением дел. Важно определить, какие факторы активизируют потребность в товаре компании и использовать их.
2) Поиск информации. Мотив поиска - желание сделать лучший выбор. Поиск может быть внутренним и внешним. Потребители обращаются к коммерческим и некоммерческим источникам информации. Размах поиска зависит от категории товара и особенностей человека.
3) Оценка вариантов перед покупкой. Потребитель формирует набор возможных вариантов покупки и оценивает их. Критерии оценки - конкретные свойства товара, которые потребитель считает важными. В процессе оценки каждый критерий имеет свою значимость.
|
|
4) Покупка - приобретение желаемого варианта. Отношения других людей, новые обстоятельства и риск могут изменить решение. Потребитель выбирает источник покупки, объем покупки, время покупки и способ оплаты. Покупка может быть в разной степени запланированной.
5) Оценка после покупки. Потребитель испытывает удовлетворение либо неудовлетворение покупкой. Удовлетворение — положительная оценка выбранного варианта, оправдание ожиданий.
В зависимости от продолжительности, потребности в информации и степени проработки, различают ограниченное, среднедлительное и расширенное решение проблемы. Чем дольше длиться решение, тем больше возможностей
для влияния у компании. Условия расширенного решения: высокая заинтересованность в товаре, существенные различия между вариантами, достаточное время для решения.
К другим типам покупательского поведения относят привычные решения, импульсивные покупки и поиск разнообразия. Понимая, как протекает процесс принятия решения о покупке, компания имеет возможность оказывать эффективное влияние на каждой его стадии.
Основные понятия:
Покупательское поведение - действия, направленные на получение, потребление и распоряжение товарами и услугами, включая решения до и после этих действий.
Модель покупательского поведения - это модель маркетинговых стимулов и ответной реакции потребителя.
Познавательная способность - способность воспринимать и усваивать новую информацию.
Культура - комплекс ценностей, идей, взглядов, символов, с помощью которых люди общаются и оцениваются как члены общества.
Субкультура — традиции, обычаи, отношение к религии.
Социальный класс - устойчивая и однородная группа людей, имеющих схожие ценности, интересы и поведение.
Референтная группа - группы людей, оказывающие влияние на отношение и поведение индивида.
|
|
Мотив - стойкая потребность, направляющая поведение на ее удовлетворение.
Восприятие - процесс получения, обработки, интерпретации и организации индивидом поступающей информации.
Обучение - процесс изменения поведения и отношений под влиянием приобретенного опыта и знаний.
Отношение -точка зрения на что-либо, мысленная характеристика чего-либо.
Установка - устойчивая оценка чего - либо, испытываемые чувства и направленность возможных действий.
Стиль жизни - форма бытия индивида в мире.
Психографика -методика, описывающая стили жизни потребителей.
Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обуславливает постоянство его реакций на внешние воздействия.
Самовосприятие - представление индивида о самом себе.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа:
1. Моделирование процесса принятия решения о покупке (на примере гостиничной услуги)
2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности влияния на решение потребителей (ситуационные задачи)