1. Реферат «Методы анализа маркетинговой среды компании»
2. Реферат «Характеристика основных составляющих макросреды бизнеса в г. Владивостоке / Приморском крае»
3. Изучение вопросов темы, проработка конспекта лекций.
Форма контроля самостоятельной работы:
Защита реферата, устный опрос, тестирование.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что такое «маркетинговая среда»? Каковы ее составляющие?
2. Почему важно следить за изменениями в маркетинговой среде?
3. Перечислите основные факторы макросреды.
4. На какие тенденции обращают внимание, изучая макросреду?
5. Каковы основные факторы микросреды?
6. Назовите типы потребителей. Каковы особенности работы с каждым из них?
7. Перечислите типы посредников, назовите их функции.
8. Расскажите о типах конкуренции. Как: выбрать конкурентную стратегию?
9. Что такое внутренняя среда компании? Из чего она складывается?
10. Расскажите об организационных структурах маркетинга.
11. Опишите процесс взаимодействия компании с маркетинговой средой.
|
|
Тема 3. Маркетинговая информационная система и маркетинговые исследования
Цели: - получение представления о современной маркетинговой информационной системе; знание последовательности проведения маркетингового исследования, методов получения и источников маркетинговой информации.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Маркетинговая информационная система и ее элементы.
2. Процесс маркетингового исследования.
3. Направления и цели маркетинговых исследований.
4. Вторичная и первичная маркетинговая информация.
5. Методы сбора первичной информации.
6. Методы анализа и интерпретации данных.
7. Методы прогнозирования и измерения спроса.
В бизнес-среде информация имеет большую ценность, так как позволяет снизить риски и неопределенность при принятии решений. Чтобы обеспечить своих менеджеров необходимыми данными, компании создают маркетинговые информационные системы (МИС).
Основные элементы МИС:
1) Подсистема внутренней отчетности фирмы: объединяет данные о продажах, заказах, ценах, запасах, задолженности, клиентах и т.д.
2) Подсистема маркетинговой разведки: собирает оперативную информацию об изменениях внешней среды, о рыночной ситуации.
3) Подсистема маркетинговых исследований: собирает и анализирует данные по конкретной маркетинговой проблеме.
4) Подсистема поддержки управленческих решений: компьютеризированная подсистема, позволяет интерпретировать и обрабатывать данные(базы данных и банки моделей).
Проведение маркетингового исследования позволяет получить недостающую информацию по проблеме. Компания может провести маркетинговое исследование самостоятельно либо обратиться в специализированные фирмы.
|
|
Процесс маркетингового исследования состоит из пяти шагов:
1) Определение проблемы и целей исследования.
2) Сбор и анализ вторичной информации
3) Получение первичной информации
4) Анализ данных и разработка рекомендаций
5) Представление и использование результатов;
Правильное определение проблемы - важное условие исследования. При этом внимание сосредотачивают на нижнем уровне проблемы: насколько чувствителен рынок к изменению комплекса маркетинга. Общие направления исследований - исследования рынка, товара, цен, распределения и продвижения. Затем составляют список целей исследования (вопросы, на которые необходимо получить ответы).
По цепям исследования могут быть:
- описательные (описывают события, явления, объекты и т.д.);
- поисковые (вырабатывают гипотезу, проясняющую проблему)
- экспериментальные (проверяют причинно-следственные связи).
Анализ вторичной информации называют кабинетными исследованиями.
Она позволяет получить общие сведения по проблеме, уточнить ее, а иногда и принять решение. Достоинства вторичной информации: быстрота получения, недорогая, легкодоступная, множество источников.
Источники вторичной информации: внутрифирменные (отчеты, бюджеты, персонал) и внешние (статистика, специальная и научная литература, отраслевые ассоциации, исследовательские фирмы, Интернет).
Если вторичной информации недостаточно для решения проблемы, либо она устаревшая, неточная, неполная или недостоверная, собирают первичную информацию. Сбор и анализ первичной информации - это полевые исследования, они позволяют принять окончательное решение. Первичная информация свежая, надежная, полная, конфиденциальная. Но обходится дорого, на получение нужно время, доступна не всем.
Необходимо составить план сбора первичной информации: определить метод сбора информации; планировать выборку; определить способ контакта с респондентами; принять решение об инструментах исследования.
Существуют три метода получения первичной информации:
1) Наблюдение - фиксация событий, поведения объектов без контакта с ними. Проводятся лично либо с помощью технических средств.
2) Опрос - для получения информации используются вопросы, происходит контакт с респондентами. Могут быть в форме анкетирования, интервью, фокус-группы, бесед и т.д.
3) Эксперимент - в контролируемых условиях изменяют одну или несколько переменных и отслеживают влияние этих изменений. Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи.
Выбор того или иного метода зависит от целей исследования.
Исследовать всю интересующую целевую группу (совокупность) часто невозможно. Поэтому исследование проводится на выборке. Чтобы сформировать выборку, определяют ее состав (кто в нее войдет?), размер (сколько участников?), тип (как отбирать участников?). Чем больше выборка, тем достовернее результаты, но выше затраты.
Типы выборок:
1) Невероятностные выборки — не все члены совокупности имеют равную вероятность попасть в выборку: непрезентативная - респонденты отбираются случайно; специальная - первый респондент называет имя следующего
и т.д.; квотируемая - по основным признакам совокупность делят на слои, из каждого слоя отбирают определенное число респондентов.
2) Вероятностные выборки — все члены совокупности имеют равную вероятность попасть в выборку: простая случайная - случайный отбор из списка совокупности; стратифицированная - совокупность делят на части, из них
случайный отбор.
Наладить контакт с респондентами можно посредством личного общения, по телефону, почтой (в том числе электронной). Каждый способ контакта имеет свои особенности. Инструментами исследования могут быть анкеты, психологические тесты и приемы, технические устройства.
|
|
По методике проведения маркетинговые исследования могут быть:
- качественными - проводятся на малых выборках, стремятся к глубокому пониманию мотивов, отношений и целей покупателей.
- количественными - оперируют большими базами данных, выявляют взаимосвязи и общие закономерности.
Методы анализа данных:
1 Статистические (определение средних оценок, группировка, табулирование): для обработки информации.
2 Многомерные (факторный анализ): если в основе решения лежит множество взаимосвязанных переменных.
3 Корреляционные (регрессия, корреляция): для установления взаимосвязи между группами переменных.
4 Детерминированные (программирование): если множество взаимосвязанных переменных.
5 Имитационные (экспертные оценки, интуиция, опыт): если использовать аналитические методы невозможно.
Анализ данных позволяет получить те или иные результаты, которые предоставляют руководству в виде отчета.
Готовясь к выходу на рынок, компании разрабатывают прогноз объема продаж, в основе которого лежит оценка спроса. Выделяют два типа спроса: рыночный и спрос на продукт компании.
Для оценки текущего спроса определяют общий потенциал рынка, потенциал рынка региона, объем продаж отрасли и свою долю рынка. Для опенки будущего спроса изучают намерения покупателей, используют свой опыт и оценки экспертов, тестируют рынок. Инструменты прогнозирования — математические модели, статистические методы и компьютеризированные системы.
Основные понятия:
Маркетинговая информационная система (МИС) - постоянно действующая система, предназначена для сбора, анализа и оперативного предоставления информации руководству.
Маркетинговое исследование - это процесс получения, обработки и анализа информации, помогающей принять оптимальное решение по проблеме.
Вторичная информация - это информация собранная ранее, для целей, отличных от решения данной проблемы.
|
|
Первичная информация - новая, оригинальная информация, собранная специально для решения данной проблемы.
Выборка - часть совокупности, конкретные лица, которые участвуют в исследовании.
Респондент - член выборки, объект исследования.
Анкетирование - проведение опроса при помощи анкеты - набора вопросов, на которые должны быть получены ответы.
Фокус-группа - метод исследования, при котором группа из 6-10 респондентов под руководством ведущего обсуждает проблему или предмет исследования.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа:
1. Составление программы маркетингового исследования
2. Определение размера выборки