Цели: понимание концепции жизненного цикла товара и особенностей маркетинга на каждой его стадии; получение представления об управлении процессом разработки нового товара и оценке конкурентоспособности товара.
План изучения части 2 темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ).
2. Разновидности кривых ЖЦТ.
3.Стадии ЖЦТ: характеристики и маркетинговые стратегии.
4. Новые товары: цели внедрения и проблемы.
5. Процесс разработки нового товара.
6. Оценка конкурентоспособности товара.
С течением времени меняется рынок, конкурентная среда и сам товар. Жизненный цикл любого товара ограничен и характеризуется изменением во времени объемов продаж и прибыли обычно четыре стадии, каждая из которых требует специфической стратегии маркетинга:
1) Внедрение - период появления товара на рынке. Медленное увеличение объема продаж. Высокие издержки производства, расходы на сбыт и продвижение, прибыль очень низкая. Цены достаточно высоки. Основные усилия компания направляет на привлечение потребителей-новаторов. Конкуренция отсутствует либо минимальна. Стратегия - углубление рынка.
|
|
2) Рост - период признания товара потребителями. Быстрое увеличение объемов продаж и прибыли. Затраты на маркетинг относительно высоки, но сокращаются удельные производственные издержки. На рынке появляются новые конкуренты, цены несколько снижаются. Стратегия - углубление рынка либо максимизация текущей прибыли.
3) Зрелость- период замедления темпов роста продаж: товар уже получил признание большинства покупателей. Прибыль стабилизируется и начинает снижаться в связи с ростом затратами на маркетинг. Конкуренция максимальна. Стратегия - сохранение доли рынка.
4) Спад -период резкого снижения объемов продаж и прибыли. С товаром остаются самые преданные покупатели. Число конкурентов сокращается. Затраты на маркетинг и цены низкие. Стратегия - оживление товара либо сокращение его производства.
Типичный ЖЦТ графически может быть представлен в виде кривой, по форме напоминающей колокол. Но возможны и другие формы:
- кривая рост—зрелость (характерна для товаров основного спроса),
- кривая с повторным циклом (модные, сезонные товары),
- «гребешковая» кривая (открытие новых сфер использования товара);
- кривая резкий рост - резкое падение (фетиши, увлечения).
Форма и продолжительность ЖЦТ зависят от специфики товара и рынка, изменений внешней среды, эффективности маркетинговых мероприятий. Задача маркетинга - продлить ЖЦТ, особенно стадии роста и зрелости.
Подходы увеличению продолжительности ЖЦТ: выпуск новых моделей и вариантов товара; модификация комплекса маркетинга; проникновение в новые сегменты; поиск новых сфер использования товара. Подобно товарам, рынки проходят четыре стадии развития: формирование, рост, зрелость и спад.
|
|
В условиях конкуренции, меняющихся потребностей и появления новых технологий, процесс создания в компании новинок становится непрерывным.
Цели внедрения новинок: обновление ассортимента, расширение сбыта, увеличение прибыли, уменьшение зависимости от одного товара, более полное использование системы распределения и продвижения и др.
Все новые товары можно разделить на четыре категории:
- мировые новинки (нет аналогов, результат освоения изобретений);
- новые товарные линии (ранее не предлагаемые компанией);
- насыщение существующих товарных линий (упаковка, наполнители);
- модификации существующих товаров (свойств, характеристик, стиля).
Большинство новых товаров являются модификациями и только 10% -истинные новинки. Разработка новинок требует инвестиций и сопряжена с повышенным риском. Причины неудач новинок: завышенная цена, неясные преимущества, конструктивные недостатки, неудачное время выхода, ошибки в продвижении и распределении.
Процесс разработки новых товаров включает семь этапов:
1) Генерация идей: начинается с выбора направлений поиска (перспективных товарных рынков). Задача - собрать больше идей из разных источников. Источники идей: потребители и пользователи, конкуренты, посредники, сотрудники фирмы, другие рынки и т.д. Методы генераций идей - «мозговой штурм», анализ существующих товаров, опросы.
2) Отбор идей: чтобы отсеять неудачные предложения, по каждой идее оценивают: ее сильные и слабые стороны (в сравнении с конкурентами), рыночный потенциал, соответствие целям и ресурсам компании, уровень инвестиций. При отборе идей возможны два типа ошибок: типа «Да» и типа «Нет».
3) Разработка и тестирование концепции: Концепцию тестируют на потенциальных потребителях и посредниках, выясняя отношение к будущему товару и намерения. После проводят предварительную оценку издержек, объемов продаж, прибыли и рентабельности.
4) Разработка маркетинговой стратегии: определяются цели и способы выведения товара на рынок. Предполагает описание рынка, позиционирование новинки относительно конкурентов, планирование показателей объема продаж, доли рынка, прибыли на ближайшие годы. Прорабатывают все элементы комплекса маркетинга и долговременный подход к рынку.
5) Создание товара: концепция воплощается в физическую форму, создается прототип. Задача - реализовать концепцию технически и экономически эффективно. Принимают решения о конструкции товара, упаковке, марочном названии. Проводят функциональные испытания и тестирование прототипа.
6) Пробный маркетинг: задача - оценить восприятие новинки потребителями. Количество пробных и повторных покупок, их частоту. Масштабы тестирования зависят от вложенных средств и степени риска. Результаты анализируют, предложение дорабатывают. Проводят ревизию планов и потребностей, завершающую экономическую оценку.
7) Коммерческое производство - начало производства и маркетинга на целевом рынке. Важно выбрать оптимальное время, место, целевой сегмент и стратегию выведения новинки на рынок.
Цель каждого этапа - принятие решения о целесообразности продолжения работы над новым товаром.
Решение покупателя о принятии товара - новинки имеет свою специфику и проходит следующие стадии: знакомство, интерес, формирование мнения, проба, последующая реакция (принятие / непринятие).
Процесс принятия товара зависит от множества факторов: готовности потребителей (новаторы - консерваторы) к принятию нового, личного влияния и характеристик самой новинки.
|
|
Характеристики новинки, влияющие на ее восприятие: преимущества (понятные потребителям), совместимость с ценностями и опытом потребителя, сложность для понимания и использования, возможность испытания, очевидность результата использования.
Конкурентоспособность товара основа конкурентоспособности компании. Конкурентоспособность товара оценивают, сравнивая его с товарами — конкурентами (обычно лидером) либо идеальным товаром для потребителя.
Возможные показатели конкурентоспособности:
- рыночные (объем продаж, доля рынка);
- производственные (объем производства, издержки на единицу);
- стоимостные (цена продажи и цена потребления);
- технические (свойства, характеристики, качество, надежность);
- эстетические (дизайн, стиль);
- потребительских предпочтений (популярность, имидж, лояльность).
В каждой ситуации разрабатывают свой перечень показателей. Общая конкурентоспособность товара определяется с учетом значимости каждого показателя в процессе оценки.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - путь нового товара на рынке с момента появления и до снятия с продаж.
Концепция - идея, выраженная значимыми для потребителя параметрами.
Пробный маркетинг - тестирование товара и комплекса маркетинга в целом в условиях, приближенных к реальным рыночным.
Принятие новинки - индивидуальное решение потребителя о регулярном пользовании новинкой.
Конкурентоспособность товара - степень его конкурентных преимуществ, способность удовлетворять потребности более эффективно, чем конкуренты.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа:
1. Определение стадии ЖЦТ
2. Разработка маркетинговых мероприятий для различных стадий ЖЦТ (ситуационные задачи)
3. Оценка конкурентоспособности гостиничной услуги по многофакторной модели