1. Определение точки безубыточности (расчетная задача с построением графика)
2. Изучение вопросов темы, проработка конспекта лекций.
Форма контроля самостоятельной работы:
Проверка выполнения задания, устный опрос, тестирование.
Вопросы для проверки знаний:
1 Что такое цена товара? Каково значение цены в маркетинге?
2 Какие стадии включает процесс ценообразования?
1 Перечислите факторы, влияющие на решения по ценам.
2 Что такое «эластичность спроса»? От чего она зависит?
3 Расскажите о возможных целях ценообразования.
4 Расскажите о ценовых стратегиях на товары - новинки.
5 Каковы возможные причины инициативного изменения цен?
6 Какие способы позволяют избежать повышения цен?
7 Поясните основные методы установления исходной цены.
8 Расскажите об основных подходах и способах адаптации цен.
11 Как устанавливаются цены в рамках товарной номенклатуры?
Тема 9. Сбытовая политика
Часть 1
Цель: План изучения части 1 темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Цели, задачи и основные элементы распределения.
|
|
2. Функции каналов распределения.
3. Решения о структуре канала.
4. Управление каналами распределения.
5. Развитие маркетинговых каналов.
6. Управление конфликтами в каналах сбыта.
Производители заинтересованы в том, чтобы товары и услуги были доступными для потребителей в нужное время, в нужном количестве и в нужном месте. Деятельность, направленная на доведение товара до соответствующего потребителя, называется распределением.
Распределение устраняет разрывы во времени, пространстве и праве собственности, отделяющие товары и услуги от целевых потребителей. Система распределения включает в себя принятие решений по транспортировке, хранению товара и обслуживанию потребителей.
Большинство производителей продают товары потребителям не на прямую, а обращаясь к услугам посредникам. В совокупности посредники образуют канал распределения маркетинговый канал. В каналах сбыта товар движется с момента производства до момента покупки.
Компании привлекают к сбыту посредников в случае нехватки финансовых ресурсов, если прямой маркетинг неэффективен, если выгоднее направить инвестиции в основную деятельность. Благодаря контактам, опыту, специализации и масштабам работы, посредники эффективно доводят товар до целевых рынков. Они способны значительно увеличить объемы продаж и доходы производителя при меньшем числе прямых контактов.
Участники канала сбыта выполняют следующие функции:
- согласование интересов производителя и потребителя по количеству и ассортименту товара;
- финансирование и принятие рисков;
|
|
- распространение информации;
- продвижение товара;
- ценообразование;
- хранение и доставка товаров;
- контакты с потребителями.
Вопрос заключается в том, кто способен более эффективно выполнять те или иные функции: сам производитель, посредники или же сами потребители. Выделяют следующие типы каналов сбыта:
1) Прямые каналы (нулевого уровня) - производитель реализует товар напрямую конечным потребителям. Обеспечивает максимальный контроль над сбытом, прямые контакты с потребителями. Используются, если рынок ограничен, посредники недоступны, при сбыте товаров промышленного назначения.
2) Косвенные каналы — к реализации привлекаются посредники:
- одноуровневый канал - один посредник (розничный торговец);
- двухуровневый звена посредников (опт и розница);
- трехуровневый - три звена (агент, опт, розница) и т.д.
Косвенные каналы используются, если у фирмы большой рынок и широкий ассортимент. При этом слабее контроль над сбытом и минимум контактов с
конечными потребителями.
3) Комплексные каналы: фирма использует различные каналы одновременно, чтобы более полно охватить рынок и отдельные сегменты.
Параметры канала:
- длина - число этапов товародвижения;
- ширина- число участников на разных этапах товародвижения.
Тип и структура капала определяется с учетом:
- характеристик рынка (емкость, размер, требуемый сервис);
- особенностей товара (сложность, стоимость, сохранность);
- целей и возможностей самой фирмы (финансы, опыт)
- характеристик посредников (функции, традиции, опыт).
Существует три стратегии сбыта:
1) Интенсивный сбыт -привлекаются все возможные посредники. Цель - максимальный объем продаж, широкий рынок, высокая общая прибыль, быстрое предложение (товары повседневного спроса).
2) Селективный сбыт - только те посредники, которые могут оказать товару особое внимание, их оптимальное количество. Цель- сочетать контроль над сбытом и хорошие объемы продаж (товары! при продаже которых необходим высокий уровень сервиса).
3) Эксклюзивный сбыт - один - два посредника в регионе. Они имеют исключительные права на продажу товара, но отказываются от реализации товаров конкурентов. Цель - максимальный контроль над сбытом, но небольшие объемы продаж (товары особого спроса).
Помимо решений о количестве и видах посредников, компания должна оговорить условия работы и ответственность каждого участника канала.
По типу взаимоотношений различают каналы:
- традиционные - степень сотрудничества между участниками мала, у каждого свои цели и способы их достижения.
- управляемые - участники имеют общую цель: удовлетворение конечных потребителей. Фирма-лидер координирует действия всех и планирует программу маркетинга. Для каждого посредника четко оговариваются цена, методы продвижения, условия продаж и территория сбыта.
Цель управления каналом - построение долгосрочных отношений, гарантирующих прибыль всем участникам. Управление каналами включает:
1) Отбор участников канала (по функциям, показателям сбыта, ассортименту, репутации, финансам и т.д.);
2) Мотивацию участников:
- продуктовая (особо привлекательные товары),
- логистическая (быстрое выполнение заявок),
- финансовая (кредит) и т.д.
3) Оценку деятельности - сравнение работы каждого из участников по показателям продаж, сервиса и т.д.
Каналы сбыта находятся в постоянной динамике. К основным направлениям развития каналов сбыта относят:
- вертикальные маркетинговые системы - канал работает как единая система, при этом один из участников - главное звено, контролирует остальных. Выделяют корпоративные, управляемые и договорные системы. В свою очередь договорные системы могут иметь вид розничной сети под началом оптовика, розничных кооперативов, франчайзинга.
|
|
- горизонтальные маркетинговые системы - структура канала, при которой две или несколько независимых компаний одного уровня, объединяются для освоения новых возможностей.
В любом канале могут возникнуть конфликты и конкуренция участников из-за несовпадения целей, различий в правах, оценке действительности и степени зависимости от производителя. Решение конфликтов осуществляется через установление общих целей, обмен сотрудниками между разными уровнями канала, поддержку лидеров разных уровней, участие в торговых ассоциациях.
Основные понятия:
Распределение - принятие решений по увеличению ценности, доставке и передаче права собственности на товар от производителя к потребителю.
Канал сбыта - совокупность посредников, принимающих на себя либо передающих право собственности на товар в течение пути и времени его движения от производителя к потребителю.
Вертикальные маркетинговые системы - структура канала, при которой производительности и посредники действуют как единая система.
Горизонтальные маркетинговые системы - структура канала, при которой две или несколько независимых компаний одного уровня, объединяются для освоения новых возможностей.
Вопросы для проверка званий:
1 Что понимают под распределением товара? Какова задача распределения?
2 Каковы составляющие системы распределения?
3 Что такое каналы сбыта?
4 Какие функции выполняют посредники в каналах сбыта?
5 Почему производители пользуются услугами посредников?
6 Опишите прямые, косвенные и комплексные каналы сбыта.
7 Какие факторы влияют на структуру канала?
8 Расскажите о трех стратегиях сбыта.
9 В чем различия между традиционными и управляемыми каналами сбыта?
10Как управляют каналами сбыта?
11Расскажите о вертикальных и горизонтальных маркетинговых системах.
Часть 2
Цель: изучение типов оптовых и розничных посредников; получение представления о маркетинговых решениях в сфере торговли и тенденциях ее развития, понимание целей и принципов маркетинговой логистики.
|
|
План изучения части 2 темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Розничная торговля: функции, стратегии, типы.
2. Решения и тенденции развития в розничной торговле.
3. Оптовые посредники: функции и типы.
4. Маркетинговые решения в оптовой торговле.
5. Маркетинговая логистика: цели, задачи, решения.
Рыночные посредники - оптовые и розничные компании - разрабатывают собственные стратегии маркетинга и иногда доминируют над производителями.
Любая организация, прибыль которой образуется за счет продаж конечным потребителям, является розничным посредником. Функции розничных посредников: подбор ассортимента, передача информации, продвижение товар и стимулирование продаж, храпение товара, ценообразование, обслуживание конечных потребителей.
Розничная торговля претерпевает постоянное развитие. Так, магазины предлагают покупателям все больше услуг и торговые наценки возрастают. Это создает условия для появления новых форм розницы, торгующих по доступным ценам при меньшем сервисе. Уровни обслуживания: самообслуживание, свободный выбор, ограниченное обслуживание, полный комплекс обслуживания.
В зависимости от сочетания уровня сервиса и широты товарного ассортимента, различают четыре стратегии позиционирования розничной компании:
1) Узкий ассортимент и высокий сервис (концепция традиционной розницы). Долговременные отношения с клиентурой и неценовая конкуренция. Небольшие размеры, имидж, глубокий ассортимент, высокая норма прибыли.
2) Широкий ассортимент и ограниченный сервис (масс-мерчайдзинговая концепция). Высокие объемы продаж и быстрый оборот за счет низких цен. Значительные торговые площади, множество отделов, низкая норма прибыли.
3) Узкий ассортимент и ограниченный сервис. Снижение издержек за счет создания сети магазинов и централизации закупок, продвижения, сбыта.
4) Широкий ассортимент и высокий сервис. Качество товаров и услуг, имидж, оформление, высокая норма прибыли.
Все розничных продавцов разделяют на магазинную торговлю и внемагазинную торговлю.
Типы розничных магазинов: специализированные магазин, универмаг, супермаркет, гипермаркет, магазин с удлиненным рабочим днем, дискаунтер, магазин бросовых цен (от производителя, оптовые базы, клубы), выставки.
Формы внемагазинной торговли: сетевой маркетинг, прямой маркетинг, торговые автоматы, службы заказов и т.д.
Предприятия розничной торговли могут быль независимыми, либо принадлежать к корпоративной розничной торговле (сети фирменных магазинов, розничные кооперативы, франчайзинговые компании, конгломераты). В основе деятельности корпоративной торговли - использование эффект масштаба.
Розничные посредники принимают решения относительно целевых рынков, ассортимента товаров и закупок, месторасположения и атмосферы магазина, предлагаемых услуг, ценам и продвижения. При этом учитывают тенденции развития розничной торговли: появление новых формы торговли и их комбинации; рост розничных гигантов; новые технологии, выход крупных компаний на мировой рынок; предложение опыта, конкуренция между разными формами продаж.
Оптовая торговля связана с продажей товаров и услуг рыночным посредникам или корпоративным клиентам. Оптовики способны выполнять сбытовые функции более эффективно и с меньшими затратами.
Функции оптовой торговли: закупки и формирование ассортимента;
складирование и доставка товара; предоставление информации; финансирование и принятие рисков; продвижение.
Существуют четыре типа оптовых посредников:
- посредники, принимающие право собственности на товар (оптовые компании, дилеры, дистрибьюторы) они могут- выполнять полный либо ограниченный цикл обслуживания;
- посредники, помогающие найти покупателя и передать ему право собственности (брокеры, собственные и независимые агенты);
- сбытовые отделения и офиса производителей;
- специализированные оптовые компании.
Оптовики принимают решения, связанные с целевыми рынками, ассортиментом товаров и услуг, месторасположением, ценами, продвижением.
При этом необходимо адаптировать услуги к потребностям поставщиков и потребителей и четко определить свое место в канале сбыта.
Физическая дистрибуция предполагает принятие решений по хранению и доставке товара в места назначения.
Задача маркетинговой логистики - скоординировать действия всех участников канала (поставщиков, производителей, посредников, покупателей). Цель - найти наиболее эффективный способ предоставления ценности: оптимизировать товародвижение и хранение и дать потребителям желаемый уровень обслуживания при минимальных затратах. Достижение цели требует интегрированного подхода к логистике.
Интегрированные логистические системы включают управление запасами, материальными потоками и физической дистрибуцией как единой системой при поддержке современных информационных технологий.
Основание решения в маркетинговой логистике:
1) Обработка заказа: сокращение цикла «заказ - оплата».
2) Складирование', решение о количестве складов, их типах (собственные / аренда), месторасположении. При этом учитывают размер единовременных вложений и текущих затрат, степень контроля, гибкость и количество ассортиментных позиций. Новый тип складов - распределительный центр - крупный автоматизированный склад, предназначенный для перемещения товаров.
3) Объем запасов: определение оптимального уровня запаса 'Запас на местах необходим для быстрого выполнения заказов, но с увеличением его объема возрастают затраты (обработка / хранение).
4) Транспортировка: выбор способа перевозки и перевозчика. Виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный и трубопровод. При выборе учитывают стоимость и скорость доставки, надежность, способность перевозить разные грузы, частоту отправки партий, количество пунктов отгрузки. Комбинирование перевозки, контейнеризация.
5) Обслуживание потребителей: установление оптимального уровня обслуживания. Переменные обслуживания: доступность предварительной информации; быстрота подачи, сроки поставки и гарантии выполнения заказа; возможность возврата; гибкий ассортимент; дополнительные услуги. Необходимо оценить важность тех или иных услуг для потребителя и соотнести выгоды от их предоставления с затратами на выполнение.
Решения по физической дистрибуции и обслуживанию клиентуры должны основываться на общей маркетинговой стратегии компании, а не только на стремлении сократить затраты.
Основные понятия:
Розничная торговля - деятельность, связанная с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного использования.
Дискаунтеры - магазины торгующие по низким ценам.
Франчайзинг -договорное партнерство между франчайзером, предоставляющим лицензию, и пользующейся его фирмой — франчайзи.
Конгломерат - корпорация, объединяющая предприятия разных форм и направлений розничной торговли.
Оптовая торговля- деятельность, связанная с продажей товаров и услуг организованным потребителям для последующей перепродажи либо использования в производственных целях.
Физическая дистрибуция - деятельность по хранению и доставке продукции к местам ее продажи и потребления.
Логистика - управление потоками материалов и готовой продукции с целью удовлетворить требования покупателей и обеспечить прибыль поставщику.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа:
1. Выбор оптимальных каналов сбыта
2. Определение параметров сбытовой сети