double arrow

Тема 8. Ценовая политика

Цели: понимание роли ценовой политики в маркетинге - микс, в общей стратегии компании; получение представления об активном подходе и основ­ных факторах ценообразования, знание методов установления и адаптации цен.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Роль цены в маркетинге - микс, в общей стратегии компании.

2. Основные факторы ценообразования.

3. Этапы процесса ценообразования.

4. Цели и стратегии ценообразования.

5. Инициативное и реактивное изменение цен.

6. Методы установления цены.

7. Адаптация цен.

Несмотря на возрастающее влияние неценовых факторов, цена остается одним из основных элементов комплекса маркетинга: цена - единственный элемент, позволяющий вернуть вложенные средства и получить прибыль; са­мый гибкий элемент маркетинга; цена сообщает рынку ценность товара или бренда, является важным критерием потребительского выбора.

Значение цены в общей стратегии компании: цена превращает ценность, создаваемую для потребителей, в доход; определяет долю рынка и конкурент­ное положение, показатели прибыльности компании.

Активное ценообразование предполагает установление цены в соответст­вие с воспринимаемой потребителем ценностью товара. Если цена выше ценно­сти, компании не удается достигнуть потенциально возможных объемов про­даж. Если ниже - компания недополучит прибыль.

На решения по ценам влияют следующие факторы:

- внутренние: цели маркетинга (выживание / max текущей прибыли / max доли рынка / лидерство по качеству); издержки (уровень и структура); ор­ганизация управления ценами (службы и их цели).

- внешние: тип конкуренции, цены и предложения конкурентов, харак­тер спроса {эластичность по цене); участники каналов сбыта; факторы макро­среды (экономика, правительство и т. д.).

Издержки определяют нижний предел цены. Различают издержки постоянные и переменные, полные и средние. При изменении объемов производства они имеют разную динамику. Переменные издержки в большей степени зависят от ценовых решений. Чем выше переменные издержки по отношению к цене, тем сильнее влияние изменения цены на прибыль.

Конкуренция. Ценообразование взаимосвязано со стратегией конкуренции. Цена определяет позицию товара по отношению к конкурентам. От типа конкуренции на рынке зависит реакция конкурентов на ценовые решения компании. Вероятность ценовой конкуренции повышают: низкие маржа по переменным издержкам, загрузка мощностей и дифференциация предложений; чувствительность спроса к цене.

Спрос определяет верхний предел цены. Неэластичный спрос позволяет установить более высокую цену. Чувствительность покупателей к цене опреде­ляют: знание цен, сложность сравнения, издержки переключения, эффект цена-качество, стоимость товара, конечная выгода, обобществление затрат, создание запасов, престижность и уникальность предложения.

Процесс установления цены включает шесть этапов:

1) Определение целей ценообразования

2) Изучение спроса (оценка объема продаж при разных уровнях цены).

3) Оценка издержек (уровень и структура при разных объемах выпуска).

4) Анализ цен и товаров конкурентов.

5) Установление исходной цены (выбор метода ценообразования).

6) Адаптация цены.

Возможные цели ценообразования:

- ориентированные на прибыль: максимизация текущей прибыли / полу­чение целевого дохода (прибыль, денежные потоки или возврат инвестиций).

- ориентированные на сбыт: расширение доли рынка (контроль над си­туацией и стабильный доход) / увеличение объемов продаж (снижение издер­жек на единицу продукции, увеличение валовой прибыли).

- ориентированные на сохранение текущего положения:- встречная кон­куренция (противодействие конкурентам) неценовая конкуренция (стабили­зация цен на рынке).

Рассмотрим ценовые стратегии для товаров — новинок:

1) Стратегия «снятия сливок»: высокая начальная цена - сигнал качест­ва товара. Ориентация на узкий сегмент потребителей с высокими доходов неэластичным спросом. При этом малый объем продаж, но высокий доход с каждой продажи, быстрая окупаемость вложении. Затем, постепенно снижая цены, охватывают другие сегменты.

2) Стратегия прочного внедрения: низкая начальная цена с целью при­влечь покупателей а завоевать большую долю рынка. Условия: высокая эла­стичность спроса, возможность последующего снижения цены. При чрезмер­ном спросе цены повышают. Прибыль за счет массовых продаж.

3) Нейтральная стратегия: минимизация роли цены. Условия: потреби­тели чувствительны к цене, конкуренты — к объемам продаж; компания — новичок на рынке; нельзя оценить качество до покупки.

Ценовая стратегия для существующих товаров включает:

1) Определение уровня цен (позиционирование по цене)

2) Принятие решений об изменении либо сохранении цен:

Инициативное изменение цен. Снижение цен может быть связано с недозагрузкой производственных мощностей, падением доли рынка, экономиче­ским спадом. Повышение цен - результат инфляции, избыточного спроса, роста издержек. Избежать повышения цен позволяет уменьшение веса, упрощение продукта, использование дешевых материалов.

Реактивное изменение цен. Ответом на ценовую атаку конкурента может быть: сохранение, повышение, либо снижение цены.

Методы установления цены:

1) Цена, основанная на издержках: методы "издержки + надбавка", цена на основе целевой прибыли.

2) Цена, основанная на конкуренции: цена выше, ниже или равна ценам на товары - конкуренты (в зависимости от стратегии позиционирования и конку­рентоспособности товара): на основе текущих цен / «следование за лидером».

3) Цена, основанная на воспринимаемой ценности товара: важно знать, на чем основывается воспринимаемая покупателями ценность, и продемонстрировать им наличие этой ценности.

4) Аукционное ценообразование

Адаптация цен отражает различия в восприятии ценности товара и в возможности платить. Адаптация дает возможность увеличить прибыль.

Общие подходы к адаптации:

- идентификация покупателей (возраст, статус пользователя и т.д.);

- дифференциация товарной линии («хороший, лучший, наилучший»; ситуации покупки и использования);

- контролируемое предложение (каналы сбыта, купоны, каталоги по поч­те, место покупки, переговоры, географические рынки);

- с учетом особенностей сделки (время, количество, пакет закупки). Существует несколько способов адаптации цены:

1) Скидки и зачеты: скидки за количество, сезонные, специальные и т.д; зачеты на продвижение и товарообменные (для потребителей).

2) Дискриминационные (дифференцированные) цены: товар предлагается по разным ценам, независимо от издержек. Цена дифференцируется пр сегмен­там, месту, времени и способу продажи, вариантам товара и т.д.

3) Цены с учетом психологи: неопределенные, гибкие, завышенные и т.д.

4) Цены по географическому принципу: зональные цены, цены по базовому пункту, цена по месту происхождения товара.

5) Ценообразование в рамках товара -микс: чтобы добиться максималь­ной прибыльности всего ассортимента, разрабатывается целая система цен.

- на товары одной ассортиментной группы: ценовой интервал исходя из разницы в себестоимости, оценке потребителями и цен конкурентов;

- на дополнительные товары: решают, какие компоненты включить в ис­ходную цену товара, а какие будут оплачиваться отдельно;

- на обязательные принадлежности: как правило, на основной товар цена низкая, а на принадлежности - высокая;

- на наборы товаров: обычно предлагается за меньшую цену, чем стои­мость всех его составляющих по отдельности.

Основные понятия:

Цена - денежная сумма, либо сумма ценностей, которые отдает потребитель в обмен на право пользования товаром, услугой.

Активное ценообразование - координация маркетинговых, конкурентных и финансовых решений с целью установления цен, обеспечивающих прибыль­ность и стабильность компании.

Эластичность спроса по цене -чувствительность спроса к изменению цены. Если при незначительном изменении цены объем продаж изменяется сущест­венно, то спрос эластичен.

Перекрестная эластичность - влияние изменения цены одной марки на объ­емы продаж другой марки.

Адаптация цены - изменение цены с учетом различий в спросе и воспринимаемой ценности товара.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практическая работа:

1. Определение эластичности спроса по цене

2. Определение базовой цены различными методами

3. Определение объема продаж товара фирмы с учетом скидки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: