Часть 1. Цель: понимание сущности и значения товара в маркетинге—микс, прин­ципов формирования товарной политики и управления ассортиментом; полу­чение представления о

Цель: понимание сущности и значения товара в маркетинге—микс, прин­ципов формирования товарной политики и управления ассортиментом; полу­чение представления о современном брендинге.

План изучения части 1 темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Товарная политика: элементы, принципы формирования.

2. Уровни и иерархия товаров.

3. Классификация товаров.

4. Планирование товарного ассортимента.

5. Решения в области товарных линии.

6. Решения относительно торговых марок.

7. Упаковка, маркировка и гарантии.

Товар - ключевой элемент рыночного предложения. Планирование комплекса маркетинга начинается с формирования товара, отвечающего нуждам
целевых потребителей.

Товарная политика - принятие скоординированных решений по ассортименту, торговым маркам, упаковке, маркировке и гарантиям. Продуманная товарная политика позволяет своевременно обновлять ассортимент, оптимально использовать как собственные ресурсы компании, так и выгодные рыночные возможности.

При формировании, предложения рассматривают пять уровней товара:

1) Основная выгода - услуга или польза, приобретаемая покупателем;

2) Основной товар- основная выгода, воплощенная в товар;

3) Ожидаемый товар - набор свойств и характеристик, качества и сер­виса, которые покупатель ожидает получить при покупке товара;

4) Дополненный товар - товар улучшенный, с дополнительными выго­дами, превышающими ожидания потребителя. Современная конкуренция раз­ворачивается на уровне дополненных товаров. Дополнения повышают ценность предложения, но предполагают рост издержек.

5) Потенциальный товар - возможные будущие дополнения и модифи­кации товара. На данном уровне компании ищут новые способы удовлетворе­ния потребителей и совершенствуют товары.

Иерархия товаров позволяет понять взаимосвязи между продуктами:

Семейства потребностей — Семейство товаров — Класс товаров — Товарная линия-Тип товара- Товарная единица.

Товары классифицируют:, по длительности использования и материаль­ности (товары кратковременного использования, товары длительного пользования, услуги); по сфере потребления (потребительские товары и товары промышленного назначения). Каждому типу товара соответствует определенная маркетинговая стратегия.

Классификация потребительских товаров основана на том, как потреби­тели воспринимают товары и как их приобретают:

1) Товары повседневного спроса - Покупаются часто, быстро с минимальными усилиями при выборе. Включают три группы:

- основные товары - покупаются постоянно, без раздумий;
товары импульсивной покупки - покупаются без планирования и поиска, под влиянием желаний; - товары для экстренных случаев - острая потребность и сразу покупка.

2) Товары предварительного выбора - при выборе различные варианты сравнивают между собой. Подразделяются на:

- однородные — примерно одинаковы, различаются только по цене; неоднородные — различаются по свойствам, качеству, стилю и т.д.

3) Товары особого спроса — имеют уникальные характеристики, нет заме­нителей. Ради приобретения потребители готовы тратить время и деньги.

4) Товары пассивного спроса - потребность не актуальна, потребители не задумываются об ее удовлетворении. Выделяют два типа:

- новые товары - потребность есть, но потребитель не знает о новинке; товары постоянно пассивного спроса - о них знают, но не покупают.

Классификация товаров производственного назначения основана на сте­пени их участия в производственном процессе и стоимости:

1) Сырье и материалы - подразделяют на сельскохозяйственные про­дукты и природные материалы. Важны предварительная обработка, транспор­тировка и сопутствующие услуги, цена и надежность поставок. Обычно про­дажа по долгосрочным прямым контрактам.

2) Полуфабрикаты и детали - важны качество, надежность и условия по-ставок, цена. Для нестандартных товаров - переговоры и спецификация.

3) Капитальное имущество - здания и сооружения; оборудование. Важ­но соответствие характеристик товара требованиям покупателя. Обычно личная продажа, технические контракты, лизинг, послепродажные услуги и т.д.

4) Инструменты и вспомогательное оборудование (краткосрочное иму­щество) - интенсивное распределение, многочисленные контракты, валены цена, качество и характеристики.

5) Вспомогательные материалы - широкий сбыт, быстрая доставка. Приобретаются регулярно, с минимальными усилиями.

6) Профессиональные услуги - используются личные продажи, важна на­дежность и репутация поставщика, спрос не эластичен. Включают в себя: кон­салтинг, техническое обслуживание и ремонт.

Большинство компаний производят множество товаров. Товарный ассортимент компании характеризуют параметры:

- широта - количество ассортиментных групп,

- глубина - количество позиций в каждой ассортиментной групп,

- насыщенность - общее количество позиций в ассортименте,

- гармоничность - степень близости разных ассортиментных групп, с точки зрения их назначения, цен, целевых рынков и т.д.

Компания может развивать бизнес в четырех направлениях: расширять ассортимент, углублять каждую ассортиментную группу, разрабатывать все новые варианты товаров, увеличивать гармоничность ассортимента.

Варианты товарного ассортимента:

1) Широкий ассортимент: удовлетворяет разные потребности целевых покупателей. Но требует вложений ресурсов и знаний в разных категориях.

2) Глубокий ассортимент: удовлетворяет одну и ту же потребность по­купателей из разных сегментов. Предлагает диапазон цен, препятствует появ­лению конкурентов. Но увеличиваются расходы, возникают трудности в диф­ференциации отдельных позиций.

3) Сопоставимый ассортимент: легче управлять, позволяет компании специализироваться, обеспечивает стабильные отношения. Но возрастает зависимость от внешней среды и уменьшается потенциал роста.

Чтобы управлять ассортиментом, необходима информация об объемах продаж, прибыли и позиции товаров по отношению к конкурентам. Управление товарным ассортиментом предполагает анализ его текущего состояния, свое­временное развитие и обновление, снятие с производства убыточных товаров.

Вопрос о торговых марках - основной вопрос товарной стратегии. Для потребителя торговая марка - это гарантия постоянного набора выгод и ценностей. Известная торговая марка позволяет повысить цену, но ее разработка требует долгосрочных инвестиций.
Торговая марка имеет шесть уровней: атрибуты предложения, выгоды для потребителя, ценности компании, культура, индивидуальность и определенный тип пользователя. Степень признания торговых марок на рынке различна: от
безразличия до предпочтения и преданности. Популярные марки обладают марочным капиталом и приравниваются к активам компании.

Компания должна принять основные решения по торговым маркам:

1) Будет ли товару присвоено марочное название?

2) Кто будет хозяином марки?

3) Какое название марки выбрать?

4) Как распространять марку в дальнейшем?

Успешный бренд дает компании ряд преимуществ: возможность сформи­ровать лояльность потребителей, повысить цены, усилить влияние на посред­ников, распространить бренд на новые товары, четко сегментировать рынок; упрощается обработка заказов, обеспечивается юридическая защита товара.

Хозяином марки может быть как сам производитель (крупные националь­ные марки), так и посредник (частные марки). Доминируют марки производи­телей, но частные марки более прибыльны.

Типы марочных названий:

1) Индивидуальное название: каждый товар имеет свой бренд. Репутация компании не зависит от восприятия отдельного товара, можно акцентировать особенности каждого товара.

2) Единое название: общее название для всех товаров компании. Умень­шаются издержки по выведению товаров, так как есть репутация и известность.

3) Коллективное название: общее название для товарного семейства. Легче узнавать и различать товары из различных семейств.

4) Комбинированное название: имя компании + индивидуальное название. Сочетает все преимущества от названия компании и особенности товара.

Успешные названия несут информацию о выгодах товара, легко произносятся, узнаются и запоминаются, не имеют негативных ассоциаций.

Марочная стратегия может предполагать: распространение марки на новые товары из этой или другой ассортиментной группы, создание новых марок, использовать мультимарок или совместных марок.

Многие товары требуют упаковки и маркировки. Различают упаковку внутреннюю, внешнюю и транспортную. Назначение упаковки:

- функциональность: сохранность качества и количества товара, удобство его транспортировки и использования;

- коммуникативность: узнаваемость и выделение товара среди конкурен­тов, стимулирует сбыт, является источником информации и мини-рекламой.

Маркетологи разрабатывают концепцию, конструкцию упаковки и апро­бируют ее. Упаковка должна выполнять поставленные задачи, отвечать уста­новкам потребителей, законодательным, экологическим нормам.

Маркировка идентифицирует и описывает товар, указывает его сорт и со­действует продвижению. Разрабатывается в соответствии с требованиям на­ционального и международного законодательства.

Компания должна решить: будут ли предоставлены гарантии, на какой срок, как поддерживать связь с целевыми потребителями? Различают два типа гарантий: на функциональные характеристики и сервисное сопровождение. Гарантии являются для покупателей сигналом качества и могут улучшить предложение. Но стоимость гарантийной поддержки покрывается за счет цены.

Основные понятия:

Товар - с точки зрения маркетинга, это любое предложение фирмы, способное удовлетворить потребность покупателя.

Товарный ассортимент - совокупность всех товарных линий и товарных еди­ниц, которые предлагает компания.

Товарная линия - группа товаров, схожих между собой по назначению, спосо­бу продажи, цене, целевому рынку и т.д.

Товарная единица - отдельный товар в товарной линии: модель, вариант и т.д.

Марка (бренд) - это термин, знак, символ, рисунок, либо сочетание этих эле­ментов. Предназначено для идентификации (узнавания) товаров одного производителя и их отличия от товаров конкурентов.

Торговая марка - марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой.
Брендинг - создание, развитие и управление торговыми марками.
Марочный капитал - сумма, которую потребители готовы переплатить, чтобы приобрести товар желаемой марки.

Упаковка - деятельность по разработав и производству оболочки для товара.

Гарантия - принятие продавцом ответственности за свой товар.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практическая работа:

1. Характеристика ассортимента компании (ситуационная задача)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: