История предмета 2 страница

4. В искусстве воспроизведение событий или состояние природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Философию столь похожую на искусство своей эмоциональностью, страстностью, многозначностью и недосказанностью (non finita!) отличает от него постоянное стремление к рациональности, к систематичности, к рефлексии.

Искусство воспитывает чувства, развивает эстетическую сторону мышления, его способность рождать фантазии, понимать прекрасное. Философия воспитывает интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению, к обобщениям самого высокого порядка, учит мыслить на диалектическом уровне: обнаруживать противоречия, раскрывать и разрешать их.

Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме общих понятий, т.е. категорий. Каждая область знаний, каждая наука имеет свои категории, свой язык. Однако имеются категории, присущие любой науке и знанию вообще. Эти категории носят всеобщий, универсальный характер и называются философскими.

Философские категории фиксируют наиболее существенные связи и отношения объективной реальности и познания. Эта форма осознания, фиксации отношения человека к миру, выполняющая функцию языка предмета.

Выделение человека из природы и становление культуры неразрывно связаны с формированием категорий – логическим арсеналом мышления.

Категории выступают в двух ипостасях[13]: в генетической и сущностно-функциональной.

В генетической – категории являются итогом человеческого опыта: познания и практики. Передаваясь в культуре, категории становятся достоянием каждого нового поколения. То есть, человек в процессе социализации усваивает эти категории, эту модель мира с присущими ей системами смыслов, ценностей и предрассудков.

В сущностно-функциональном качестве категории являются средством (арсенал мышления, мыслительный инструментарий) познания и практического освоения мира. В функции средства категории задают общую схему понимания и преобразования мира.

Философские категории, рассматриваемые в их конкретно-историческом содержании, с особой социальной окрашенностью, которые определяют не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, называются категориями культуры, или универсалиями культуры.

Универсалии культуры – это набор основополагающих для данной культуры понятий, которые фиксируют исторически накопленный социальный опыт. Благодаря системе категорий человек любой культуры оценивает, осмысливает и переживает мир.

Система категорий дает возможность человеку представлять разнообразные явления действительности, которые попадают в его опыт как целостный мир.

Термин «категории культуры» (универсалии культуры) был введен в научный обиход российским историком и культурологом А.Я.Гуревичем.

К универсалиям культуры относятся такие понятия как мир, пространство и время, изменение, человек, государство, счастье, справедливость, познание, истина и др.

Универсалии культуры по своему содержанию двойственны. Они включают в себя как момент абсолютного, непреходящего для любой культуры (мыслительный инструментарий), так и момент относительного, исторически изменчивого, выражающего особенности культуры определенного типа общества, мыслительный инструментарий для человека каждой конкретной эпохи.

Чтобы подчеркнуть историчность (изменяемость) содержания категорий философии, значимость – их стали называть категориями, универсалиями культуры. В этом плане говорится о наличии специфического для данной культуры категориального строя мышления.

Система универсалий культуры создает обобщенную характеристику человеческого мира, отражает специфику существующей в нем системы ценностей и жизненных ориентиров, задает образцы социального поведения, т.е. становится тем, что называется мировоззрением эпохи.

Универсалии культуры – это те же философские категории, но они: 1) конкретно-историчны, 2) социально окрашены, 3) фундамент не только объяснения и понимания, но и переживаются человеком.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда прежние ориентиры, выраженные в системе универсалий культуры, перестают обеспечивать развитие культуры и общества. Социальное предназначение философии в культуре и состоит в том, чтобы отыскать новые мировоззренческие ориентиры, новые мировоззренческие идеи. Философия осуществляет рефлексию, рациональное осмысление универсалий культуры. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются в понятийно-логической форме философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Проблема начала, генезис философии. Все, что существует во времени, имеет свою историю, а то, что возникло – и предысторию. Переход философии от ее предыстории к истории – это и есть генезис (происхождение, возникновение, процесс образования) философии.

Чтобы решить проблему начала философии необходимо ответить на следующие вопросы: Когда? Где? Почему? Как? (Из чего?) возникает философия как качественно новый тип мировоззрения.

Философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», любомудрие. Слово «философ», «философия» первым употребил древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) в значении бескорыстного стремления к знанию, истине, мудрости, как цели и смыслу существования человека. Для большинства людей, – говорил Пифагор, – мудрость (знание) – это инструмент, средство, позволяющее приобрести необходимые ценности: богатство или славу. Для философа мудрость – автономна, самостоятельна. Она смысл и цель его жизни. Когда другие хотят знать, чтобы заполучить богатство или славу, философ хочет знать бескорыстно, ради самого знания. Для него награда за мудрость – сама мудрость.

Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства.

В качестве названия особой науки термин «философия» впервые употребляется великим древнегреческим мыслителем Платоном (V в. до н.э.). По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель).

Когда и где возникает философия? Философия возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира: Греции (конец VII – начало VI вв. до н.э.), Индии и Китае (VI – V вв. до н.э.).

В это время здесь сложились определенные социально-экономические условия и культурно-духовные предпосылки, способствовавшие повороту мышления от мифологического предания и веры к теоретическому знанию, к рефлексии, т.е. к возникновению философии.

Почему возникает философия? В чем необходимость ее появления? Необходимость появления философии коренится в изменении, в динамике самой социальной жизни. Эта необходимость диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, которые бы регулировали новые виды жизнедеятельности.

К социально-экономическим, объективным причинам появления философии следует отнести: 1) переход к обществу, основанному на расслоении, – возникновение классовых отношений; 2) появление многообразных новых видов деятельности. Это вызывало необходимость установления различных общественных связей для организации совместной деятельности по достижению тех или иных целей; 3) закрепление определенных видов труда за отдельными социальными группами. Это вело к повышению значимости индивида в жизни общества. Если мифология – дело родового сознания, то философия – личного; 4) возможность как для социальной группы, так и для отдельной личности заниматься различными видами духовной деятельности профессионально.

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, жизнедеятельность которых регулировалась мифологическим мировоззрением к первым земледельческим и городским цивилизациям, которые требовали выработки новых мировоззренческих ориентиров. Как ответ на эту реальную, историческую потребность появляются первые философские учения и школы в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии. Что касается последующего развития философии, то оно было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций.

Наряду с объективными причинами возникновения философии хотелось бы особо остановиться на психологическом источнике как начала самой философии, так и того, что люди становятся философами.

Движение к истине, т.е. поиск сути вещей, прежде всего предполагает удивление, изумление, о котором Платон сказал: «Удивление и есть начало философии». Эту догадку Платона о значении эмоции удивления в возникновении философии развивает Аристотель (IV в. до н.э.).

Согласно Аристотелю, люди начали философствовать чтобы избежать незнания. Как правило, люди свое незнание не осознают, а значит и не могут его преодолеть. Прежде чем стремиться познать что-либо человек должен понять, что он этого не знает. А для этого он должен быть ввергнут в состояние удивления, изумления, когда при взгляде на привычный, и потому понятный, предмет, с наших глаз внезапно спадает пелена, и предмет предстает в новом свете.

Вот это эмоциональное состояние, эта способность удивляться и есть психологический источник начала философии.

Философия есть вечное вопрошание, а искусство думать начинается с умения задавать вопросы. Тот, кто полагает, что он знает все или что знает лучше других, не способен спрашивать. Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, т.е. знать о своем незнании. Интеллектуальные усилия, связанные с поисками ответа, и есть путь к знанию. Недаром мудрый Сократ провозгласил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Как много нужно знать, чтобы прийти к такому выводу…

Как (из чего) возникает философия? К культурно-духовным условиям появления философии следует отнести: развитие логических структур мышления; появление письменности; преодоление синкретизма (нерасчлененность, слитность первобытной культуры); появление различных ценностных форм сознания: религии, искусства, философии; преднаучного знания.

Основные предпосылки возникновения философии. При ответе на вопрос, из чего возникла философия,выделяются следующие основные концепции генезиса философии: мифогенная (философия возникает из мифологии – личностно-образная форма /миф/ сменяется на безлично-понятийную /философия/); гносеогенная (философия возникает как простое обобщение знания); гносеогенно-мифогенная концепция.

Гносеогенно-мифогенная концепция к основным предпосылкам возникновения философии относит, прежде всего, такие явления дофилософской духовной культуры как: 1) развитую мифологию; 2) развитые практические умения и навыки (эмпирическое[14] знание); 3) житейскую мудрость, жизненные правила – рецепты, «гномы» этико-правового характера.

1) Развитая мифология (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»; Гесиод, «Труды и дни»). Это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания, систематизация с вкраплениями зарождающихся понятий – категорий.

Философия возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Она возникает как распространение мышления и его методов с узкой сферы специального знания на все мироздание.

С возникновением философии предфилософия (мифология) не исчезает. Мифология продолжает существовать в религии, в искусстве, но в своем мировоззренческом значении она ограничивается философией.

2) Практические умения и навыки (эмпирическое знание).

Если говорить о Греции VII в. до н.э., то следует заметить, что практические умения и навыки – эмпирические знания – у греков были развиты великолепно. В частности,

– в связи с развитой торговлей греки умели проводить рассчеты (в будущем – арифметика);

– в связи с развитым сельским хозяйством умели измерять площади для посевов (в будущем – геометрия);

ориентировались на море и на суше, хотя их представления о форме Земли были совершенно далеки от научных;

умели лечить болезни, хотя и не знали их причин.

То есть все эти знания носили эмпирический характер, эти умения были чисто практическими. Они были рождены опытом, практикой и ей служили. Эти знания – преднаука, материал для будущих теоретических обощений, для формирования и развития науки.

Но происходит и самостоятельное развитие эмпирического знания (начала таких наук как математики, астрономии, физики, медицины), вырастающего из непосредственного практического опыта людей, в котором выявленные элементарные и очевидные причинные связи начинают осознаваться в своей объективной значимости.

Философия взаимодействует с наукой и первоначально первые философы были одновременно и первыми учеными. С возникновением философии (рационально-теоретическое знание) наука получает простор для своего дальнейшего развития, поднимаясь до ступени теоретической науки.

В период своего возникновения философия представляла собой разрешение противоречия между мифом, основанным на нерациональном воображении, и зачатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и научным методом, каким бы элементарным, к моменту возникновения философии, он не выглядел.

Философия, в период своего возникновения, представляла собой синтез обобщающе-мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной древней науки. А это формировало качественную особенность философии именно как умозрительной, т.е. теоретичной и отвлеченной, формы познания.

Философская рефлексия (критический анализ) над мифологией привела к замене мифа Логосом. Логос – это противоположность всему безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. Весь сложный процесс возникновения философии определен в историко-философской науке как движение «от мифа к Логосу» («логос» дословно переводится как слово или смысл, здесь жеимеется в виду возникновение теоретического мышления).

3) Житейская практическая мудрость, жизненные правила – рецепты, «гномы» этико-правового характера.

Конец VII в. до н.э. – время, когда прежний образ жизни устарел, а новый еще не установился. Людям нужны были некие практические, жизненные правила, которые бы регулировали новые отношения. Важно было иметь некие рецепты, как поступать, чтобы не дезорганизовать общество, чтобы себе принести пользу, а другим не причинить вреда.

Тех, кто формулировал эти правила, примитивные этические и юридические рассуждения, называли «мудрецами», а весь этот период (конца VII – начала IV вв. до н.э.) – «периодом семи мудрецов». О большинстве из этих «мудрецов» мы знаем только то, что они были прогрессивными законодателями и удачливыми политическими деятелями. Самих мудрецов было больше семи, существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь (характерная для предфилософского сознания магия чисел). Во всех списках неизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант, Питтак.

Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни к мифологии, ни к науке. Это третий духовный источник философии – житейская практическая мудрость, достигшая в сжатых мудрых изречениях, афоризмах, огромной обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности. Такие афоризмы, или «гномы», имели форму всеобщности и пользовались большой известностью. Например, изречения «ничего сверх меры» и «познай самого себя» были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Гнома «познай самого себя» имела не только нравственный, но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в V до н.э.

Первым во всех списках «семи» был Фалес из Милета. У Фалеса много заслуг. Он установил, что год равняется 365 дням; предсказал солнечное затмение; нашел простой и верный способ измерять высоту египетских пирамид; отвел течение реки в другое русло, чтобы дать войску возможность беспрепятственно двигаться вперед. Фалесу дважды доставался золотой треножник, который по повелению дельфийского оракула присуждался мудрейшим из эллинов.

Однако все эти открытия преследовали совершенно определенные практические выгоды, ближайшие и весьма насущные земные цели. И если бы Фалес ограничился только этим, он не вошел бы в историю как родоначальник новой эпохи в духовном развитии человечества. Фалес как истинный мудрец стремится постигнуть конечные основания и причины явлений. Его мысль тяготеет к глубинным обобщениям, он стремится понять, что на свете «самое-самое». Здесь уже брезжит свет философского умозрения. Вот некоторые из афоризмов-гном Фалеса:

– «Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»;

– «труднее всего – познать самого себя»;

– «легче всего – давать советы другим»;

– «удивительнее всего – тиран, доживший до старости».

История древнегреческой, западной философии начинается с Фалеса (конца VII – начала IV вв. до н.э.). Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым философом, и первым античным ученым. Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы, была милетская школа, основателем которой считается Фалес.

Почему же милетская школа философии считается философской в основном смысле этого слова (уже не мифология), а Фалес не просто мудрец, но – философ?

Если мифологическое мировоззрение останавливается на предельно обобщенном вопросе о генетическом начале всего сущего (Геродот), то милетская школа, первые философы идут дальше и ставят вопрос о субстанциальном начале всего сущего, о том едином начале, которое не только все из себя рождает, но и как субстанция, как сущность лежит в глубине всех без исключения явлений.

Фалес решил, что такой первоосновой, субстанцией мироздания является вода. Ответ Фалеса несет печать наивности и исторической ограниченности мышления античного мудреца. Но новаторство Фалеса в самой постановке и характере данного вопроса. В чем первоначало Вселенной, каковы источники мироздания? Что лежит в основе всего сущего?

Воздух, – говорил Анаксимен (VI в. до н.э.); Апейрон (беспредельное), – утверждал Анаксимандр (VI в. до н.э.); для Пифагора (VI в. до н.э.) – это число; для Гераклита (VI в. до н.э.) – огонь; для Эмпедокла (V в. до н.э.) – четыре стихии: воздух, вода, огонь и земля; для Анаксагора (V в. до н.э.) – бесконечное множество частиц, гомеомерий; для Платона (V в. до н.э.) – идеи; для Демокрита (V в. до н.э.) – атомы.

Менялись ответы, менялись учения. Но фалесовский вопрос как образец первой философский проблемы оставался. Его постановка преследовала не практические выгоды, не земные цели, а означала рождение области «чистого мышления», обращенного к вопросам всеобщим, глубинным, фундаментальным, к мировоззрению в целом, «к звездам», к вечному и бесконечному – к философии, «первый шаг» от мифа к Логосу.

Таким образом, милетская школа философии – это уже философия, ибо, во-первых, ее первые творцы (Фалес) стремились понять то или иное начало как субстанцию. Во-вторых, потому что и форма ее, не смотря на пережитки мифологической образности, рациональна, т.к. выражалась в рассуждениях, зачатках мышления в понятиях, в рефлексии.

Итак, исторически философия возникает как рационально-теоретический, рефлексивный тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, о человеке и о формах взаимосвязи между ними.

Предмет и методы философии. Проблемное поле, структура и основные функции философии. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

Философия – это та область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия (критический анализ) над самой этой деятельностью, ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры.

Философия – это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

Спор между мыслителями о том, что такое философия, что представляет собой ее предмет, какова ценность философии – бесконечен. Он ведется с момента возникновения философии.

Специфика, уникальность философии в отличие от всех наук и видов деятельности состоит в том, что ее мучает и ею движет именно этот вопрос: что она есть? И обусловлен этот вопрос не комплексом неполноценности, а самим существом философии – критическим диалогом, рефлексией над собой и миром.

Разные представители предлагали различные, порой, взаимоисключающие интерпретации предмета, целей и задач философского познания.

Так, например, Гераклит считал, что философ – это тот, кто исследует «природу вещей»; Платон полагал, что философия есть познание сущего, непреходящего, вечного; согласно Аристотелю, философия – это изучение высших начал, причин и принципов вещей. Он называл ее то «наукой о божестве», то «теологией», то просто «мудростью»[15].

В средние века философию трактуют как мирскую мудрость, в противоположность теологии[16] как божественной мудрости; Для Канта – философия – наука об абсолютном, но в границах человеческого разума; По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов, это наука о разуме, постигающем самого себя; Б.Рассел определял ее как вид умозрения; Х.Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум и т.д., и т.п.

Методы философии. Каждая наука включает в себя как предмет исследования, так и метод. Лишь единство предмета и метода обеспечивает результативность познания и деятельности.

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

В процессе исторического развития в философии разрабатывались различные методы познания, используемые не только в философском, но и в научном исследовании. Диалектический метод Платона, индуктивно-эмпирический метод Ф.Бэкона, рационально-дедуктивный метод Р.Декарта, диалектико-материа­листический метод К.Маркса, феноменологический метод Э.Гуссерля – эти и другие методы познания определили специфику становления и развития основных философских учений.

В философии используются самые разнообразные методы и провести четкую демаркацию – вот методы науки, а вот – философии – затруднительно.

Обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический

Диалектический метод формируется и обосновывается как специфический философский способ исследования проблем мировоззренческого уровня, то есть предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Наиболее развитой формой диалектического метода (классическая философия) была диалектика Г.Гегеля, которую он понимал, как универсальную теорию развития и метод познания мира. Диалектика, согласно Гегелю, основывается на: идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия; идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта. Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Правильное мышление, т.е. мышление по определенным правилам – формальная логика. А культура мышления, диалектическая логика – это умение находить противоречия, раскрывать противоречия, разрешать противоречия.

Метафизический метод возникает в эпоху формирования классического естествознания и поэтому проблема методологии (учения о методах) разрабатывалась в основном в рамках философии, хотя этот метод был, прежде всего, научным методом исследования природы и социальных объектов.

Метафизический метод исследования был перенесен из науки Ф.Бэконом и Дж.Локком. В философии он возникает и завоевывает свое место в эпоху Нового времени, что вело к изменению не только картины мира, но сущности и направленности самой философской рефлексии.

Благодаря успехам классической механики, Вселенная стала мыслится как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей.

Характерными чертами метафизического метода являются:

– абстрактность;

– односторонность;

– абсолютизация отдельных моментов в целостном процессе познания.

Четкая фиксация метода – это черта, характерная для классической науки и философии. В современной постклассической философии проблема метода утрачивает свою прежнюю определенность и конкретность.

Философия изначально двойственна: она всечеловечески общезначима (это вечное вопрошание, вечное содержание вопроса, передаваемое от эпохи к эпохе, от человека к человеку как непреходящая ценность общечеловеческой цивилизации) и она же исторически конкретна (по форме ответа, ибо философия – это духовная квинтэссенция своей эпохи).

Философию интересует множество самых разнообразных вопросов: куда движется человеческая цивилизация, как формируются смыслы культуры? Есть ли у жизни смысл, и если да, то в чем он заключается? Должен ли человек противостоять судьбе, отстаивая свое право на счастье? Почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных? Могут ли люди осознать подлинные ценности жизни в окружающем их природном и социальном бытии или они обречены довольствоваться миром жизненных иллюзий? и т.д., и т.п.

Уже философы древности сумели обозначить такие кардинальные проблемы, решение которых люди ищут свыше двух с половиной тысяч лет.

Большинство философов – от античности до наших дней – в своих системах размышляли в основном над одними и теми же базовыми философскими проблемами. Эти ключевые философские проблемы в своей совокупности образуют внутренний стержень, инвариантную основу для любых форм философствования. Эти вопросы и есть то, что может быть названо проблемным полем философии, определено как предмет философии.

Ядро проблемного поля философии можно представить в виде четырех ключевых, базовых вопроса, отличающихся одной особенностью – все остальное множество философских вопрошаний в конечном итоге является их частным случаем, той или иной их конкретизацией.

В результате развития мыслительной практики каждый из этих четырех вопросов (в классической философии) входит в тот или иной раздел, подсистему философского знания, представляя собой четко прочерченную структуру философии. Предлагаемая структура философии характерна для классической философии (от Платона до Гегеля), что касается постклассической философии, то о четкой структурированности речь уже не идет.

Обратимся к таблице:

Проблемное поле философии Структура философии
1. Что есть мир? (Как устроен мир? Что есть все, что существует?) Блок проблем, связанный с философскими моделями Универсума, философская концепция природы. Онтология (от греч. ontos – бытие и logos – учение) – учение о бытии. Раздел философии, изучающий бытие, фундаментальные всеобщие принципы его организации и атрибуты. Термин «онтология» был введен в 1613 г. Р.Гоклениусом.
2. Что есть человек? (Какое место человек занимает в мироздании? Какова природа и сущность человека?) Блок проблем, связанный с проблемами сознания и феноменом человека. Философская антропология(от греч. antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке.Раздел философии, изучающий: - сознание, его происхождение и сущность; - сущность и перспективы человека в историко-философском контексте; - интерпретация природы человека; - смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
3. Что есть знание? (Что значит знать?) Блок проблем, связанный с теорией познания и философией науки. Гносеология(от греч. gnosis – знание и logos – учение, теория) – учение о знании, теория познания.Раздел философии, изучающий следующие проблемы: - познание, как специфический способ отношения к миру, многообразие форм познавательной деятельности; - структура и основные закономерности познавательного процесса; - истина как процесс и результат познания; - научное познание как специфический тип познания; - наука в системе социальных ценностей. Термин был введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером, но само учение разрабатывалось уже первыми философами (VI в. до н.э.).
4. Что есть общество? (Что представляет собой социум?) Блок проблем, связанный с основными подходами к пониманию социума как системы; социальная структура общества, общество и личность, смысл и назначение истории. Социальная(от лат. societas – общество) философия – учение об обществе.Раздел философского знания, изучающий проблемы: - общество как особый тип реальности и развивающаяся система; - проблема социогенеза; - культура и цивилизация; - глобальные проблемы современности и перспективы социального прогресса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: