double arrow

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА 3 страница


Основные функции философии. В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы познавательного, ценностного и практического отношений человека с действительностью, обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Методологическая функция состоит в разработке моделей потенциально-возможных стратегий развития научного познания и будущих состояний науки, ее место и роль в системе культуры, в формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

По отношению к науке (к частным наукам) философия выполняет методологическую функцию и роль мировоззренческого интерпретатора выводов науки.

Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры.

Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остаются неразрешенными. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно формирующимися и доминирующими в обществе ценностями и идеалами.

В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях:

Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин, возникающих проблем и критику имеющейся социальной действительности;

Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития;

В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности.

Преодолевая инерцию массового сознания, философия создает необходимые условия и предпосылки для разработки новых мировоззренческих ориентаций и программ жизнедеятельности общества.


Раздел II. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 2. Философская мысль Древнего Востока




Своеобразие философской мысли Древнего Востока (Индия, Китай) определялось спецификой древневосточных цивилизаций и особенностями их культурных традиций.

Для этих цивилизаций характерно:

– ирригационное (поливное) земледелие;

– политический деспотизм;

– кастово-клановая иерархия, при которой объединение (корпоративность) осуществлялась на основе сословных или профессиональных интересов. Подобная корпоративность жестко определяла место человека в обществе. Эти корпоративные связи вырабатывались веками, закреплялись традицией, были освящены религией. Система этих связей – основа социальной структуры древневосточного государства.

Древневосточные общества (Индия, Китай) – это общества традиционной культуры.

Традиционная культура – это культура, основанная прежде всего, на высокоавторитетном священном тексте (Веды, Пятикнижие, Библия). Без этой своей основы (священный текст), традиционная культура не только непонятна, но она вообще не может существовать.

Суть традиционализма, как характерной черты философских школ Древнего Востока, в сохранении стабильности, следования традициям, в ориентации на обоснование, подтверждение уже сложившихся социальных ценностей.

Видимо поэтому некоторые, вполне новаторские для своего времени, философские учения превратились впоследствии в религиозно-догматические вероучения (буддизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм).

Своеобразие философии Древнего Востока обусловлено и тем, что ее становление и развитие проходило в лоне, в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, при слабой связи с наукой. Для восточных типов философствования характерна не рационально-логическая компонента (Древняя Греция), а художественно-поэтическое, символическое восприятие действительности, образно-ассоциативная логика.



В философских школах Древнего Востока детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и самосовершенствования, т.е. в основном проблемы этико-психологического и этико-политического характера.

Этапы становления, проблематика, специфические черты и основные категории философии Древней Индии. Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды(«знания»), конец VIII в. до н.э.

Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение. Веды (священный текст) являются одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания. Древнейшая из Вед – «Ригведа» – гимн богам и отдельным явлениям природы. В этом сборнике излагается «изначальность» всего сущего. Сборник состоит из 1028 гимнов и 10500 стихов, т.е. столько, сколько в «Иллиаде» и «Одиссее» вместе взятых. До сих пор знание наизусть гимнов Ригведы является обязательным для образованного индуса. И поныне Веды остаются сердцем индийской культуры, символом мудрости и знания.

Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее часть. Различие между растениями, животным и человеком непринципиально, ибо люди, подобно животным и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. Она невидимый двойник тела. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Таким телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение. Странствие, блуждание души по различным телам безначально и носит название сансары(буквально блуждание, странствие, переселение).

Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепи непрерывных существований, переселений. Представление о переселении души привело в Индии к требованию ахимсы(непричинение вреда, неубиение) всего живого. Даже самозащита, в случае крайней необходимости, не оправдывает убийства.

Переселение души связано с законом возмездия или кармой. Карма (действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих.Карма – личный нравственный закон (все зависит от активности человеческой личности). Это закон наказания и награды за совершенное в прошлых воплощениях. Дхарма (держать, поддерживать) – безличный закон.

Философская традиция в Древней Индии выросла из комментариев Вед. Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).

В Упанишадах доминирует проблема первоначала бытия, его первоосновы, природа мировой души. Возникают две основные категории, которые становятся центральными понятиями древнеиндийской философии – БрахманиАтманв их единстве.

Брахман – безличное, абсолютное начало, космическая душа, которая наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», самость, что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана-Атмана, мира и человека.

Середина I тыс. до н.э. сыграла в истории Древней Индии особую роль. Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9. Они делятся на ортодоксальные[17]. (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и следуют заложенным в них традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.

Неортодоксальные школы отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки).

Итак:

1. Важнейшей, определяющей особенностью философии Древней Индии является то, что она возникает и развивается под воздействием религиозно-мифологического мировоззрения.

2. Преобладание религиозно-мифологического окраса в древнеиндийской философии задавало индусам высшие ценности, связанные с поиском смысла жизни, назначением бытия (существования) человека, его ориентацией в мире. Главные из них: освобождение человека от страдания, от бесконечного, беспрерывного круга рождений и смертей – «колеса сансары» и достижение нирваны – смысло-жизненной цели и этического идеала. Это достижение возможно через нравственное самосовершенствование.

3. Философская мысль Древней Индии исходит из следующих идей:

– всеобщей одушевленности;

– единства всего сущего и, связанного с ней,

– учения о переселении души.

Отсюда следует и важнейшее требование-заповедь «ахимсы», ибо если человек осознает свое единство со всем существующим, он не может причинить вреда живому, не страдая от этого сам.

4. Проблемное поле древнеиндийской философии – это прежде всего проблемы этико-психологического плана. В центре внимания не столько явления природы, окружающей человека, сколько сам человек, его духовный мир.

Даже чувственность рассматривается как средство духовного самораскрытия и самосовершенствования человека. Высшим типом знания является самопознание.

5. В отличие от западной, индийская философия решает проблему соотношения человека и мира в основном на путях миро- и жизнеотрицания, в то время как европейская – на путях миро- и жизнеутверждения.

6. Спецификой древнеиндийской философии является ее слабая связь с наукой.

7. К важнейшим категориям философии Древней Индии следует отнести: Брахман – космическая душа, Атман – индивидуальная душа, Брахман – Атман в единстве; сансара; карма; дхарма; ахимса; мокша (освобождение), нирвана (угасание).

Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории. В развитии философской мысли Древнего Китая следует выделить два основных этапа:

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией.

Специфика китайской мифологии заключается в том, что мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Они служили примером для подражания. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие» – до сих пор выступающее как основа мировоззрения образованного китайца.

К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положилиначало философии в Древнем Китае.

Первые философские учения (VIII – VI вв. до н.э.) – натурфилософский период, в который оформлялась модель миро устройства через переосмысление мифологической модели мира. Эта модель базировалась на следующих двух идеях:

– идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. В частности, распущенность правителя – непрекращающиеся дожди, глупость правителя – непрекращающийся ветер и т.д. Небо – Человек – Земля – это изначальная гармония великой природы и эту гармонию следует поддерживать и не нарушать.

Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Это высший объект почитания в Китае, синоним окружающего мира в целом. Именно отсюда возник и термин (тянься) Поднебесная, ставший синонимом страны.

– идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объясняется взаимо превращениями «инь» и «ян», круговоротом жизненной энергией «ци».

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главное из них Кун Фу-цзы. Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. По мысли Конфуция каждый человек ответственен за положение дел в Поднебесной и способен на него влиять. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа». К числу основных качеств благородногмужа относятся: человеколюбие, гуманность, представляющая собой преданность правителю, верность долгу, уважение к старшим, а также знание того, что нужно делать и как это сделать. Главное же – это соблюдение ритуала, т. е. следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека». Первый следует долгу и закону, второй думает о том, как получше устроится, и получить выгоду. Первый требователен к себе, второй к людям.

«Благородный муж» Конфуция не только этическое, но и политическое понятие. Он член правящей элиты, он управляет народом.

Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.

Специфика философии Древнего Китая:

1. Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации. Философы представляли весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Ценностные ориентации китайского философа часто совпадали с должностными ориентациями, а это укрепляло консервативный характер философствования в Китае.

2. Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям. Древнекитайская философия часто сливается с обыденным нравственным сознанием, «здравым смыслом», носит характер житейской мудрости, отличается практицизмом.

3. Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой. Стержнем всей истории китайской философии и общественно-политической мысли является триада[18]: знания – действия – нравственность. Знание предмета включает не только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит, прежде всего, «знать свое дело».

Основная проблематика древнекитайской философии может быть сформулирована так: что нужно, чтобы хорошо и успешно править людьми ради общего блага. Отсюда, проблемное поле древнекитайской философии, которое охватывает три блока проблем:

Политика – управление людьми, народом, страной (правила и искусство);

Этика – принципы воспитания и самовоспитания;

Ритуал – правила добродетельного этикета («китайские церемонии»).

4. К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма.

В китайском языке значение слова особенно зависит от контекста, поэтому сложно выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

5. Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии. Она проявилась и в том, что изложение собственных взглядов излагалось в виде комментариев или толкования классических текстов (конфуцианских, даосских и др.). На протяжении всей истории Китая философия развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий.

Особая роль принадлежит таким категориям как дао (путь, судьба, основа, закономерность), ли (ритуал), инь и ян, ци, фа (закон), у-вэй (принцип недеяния) и др.

6. Особенностью древнекитайской философии является ее обособленность от естествознания.

Тема 3. Древнегреческая философия

В отличии от философии Древнего Востока в лоне античной культуры возникает тип философствования отличный от философии традиционных обществ. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса («город-государство»), основанная на земледельческих и торгово-ремесленных отношениях, демократии (в Афинах народное собрание – высший орган власти) и характеризующаяся наибольшим социальным динамизмом по сравнению с традиционными обществами.

Участие всех свободных граждан в делах государства – формулирование и отстаивание независимой позиции – предполагало открытость для дискуссий, формировало критичность мышления, способность к рефлексии (критический анализ).

Если на Востоке крупный философ выступал как глашатай самого Бога, имя его было овеяно священным ореолом, изречения заучивались как откровения, а сомнения в их истинности рассматривались как тяжкая ересь, то в Афинах не было такого философа, мысли которого не выносились бы на суд публичной критики, которого не опровергали бы без всякой ложной почтительности, которого бы даже не осмеивали. Каждый философ создавал свою собственную концепцию мироздания, утверждал свои принципы в самый жестокой полемике с предшествующими авторитетами.

В древнегреческом обществе складывалась философия, ориентированная на связь с наукой, на рационалистически-логическое построение знания.

Античный философ – это не жрец (Древняя Индия), и не чиновник-реформатор (Древний Китай) подобострастно комментирующий своих предшественников – это революционер в области мысли, это воинствующий и бесстрашный гладиатор, который вышел на арену духа для борьбы не на жизнь, а на смерть, для которого истина – награда лучшая, чем сама жизнь.

Античная философия – это совокупность идей и учений, созданных древнегреческими и древнеримскими мыслителями, в период с конца VII века до н.э. по VI век н.э. Античная философия характеризуется определенным предметно-содержа­тель­ным и стилевым единством.

Античная философия охватывает следующие этапы:

I. Зарождение и формирование древнегреческой философии (конец VII – V вв. до н.э.)

Начальным этапом становления античной философской традиции считается доклассический период. В это время складываются первые философские школы: Милетская школа, известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделяется Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.

На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на поиск первоначала, «архэ»,источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.

В учении знаменитого Пифагора был осуществлен переход от идеи генетического единства космоса к поиску его сущностного и структурного единства. Он сформулировал идею: «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Идея единого космоса, организация и порядок которого в принципе могут быть сформулированы математически, получила плодотворное развитее в европейской философии и науке.

II. Рассвет и зрелость, классический период (V – IV вв. до н.э.)

Проблемное поле этого периода – человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни.

Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля.

Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить.

В философии Платона так же отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. В центре философии Платона находяися учение об «идеях». Они составляют вечное, умопостигаемое «царство идей», подлинное бытие, которое подражает материи, воспроизводя многообразие действительности.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Вслед за своим учителем Платоном, Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Аристотель называл теоретическую философию (знание ради знания) – «первой философией».

III. Закат. Греческая философия эпохи эллинизма и римская – периода Республики (период (IV – ІІ вв. до н.э.).

Наиболее известными школами были эпикуреизм, скептицизм, кинизм. Основная проблематика – проблемы этики. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность, свойственны римскому периоду в развитии античной философии (Эпикур, Сенека, Марк Аврелий).

Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа.

IV. Упадок и гибель античной философии в эпоху Римской империи (І в. до н.э. – V в. н.э.).

Основная проблематика – вопросы религии. Религиозно-мистический характер проявлялся в учениях неопифагорейцев и неоплатоников.

Формальным концом античной философии считается указ императора Юстиниана (529 г.), по которому запрещались все языческие философские школы и была разогнана последняя школа неоплатоников.

Специфические черты античной философии:

1.Древнегреческая философия возникает на базе критического переосмысления, рефлексии, мифологического мировоззрения и обыденного («здравый смысл») сознания.

2.Древнегреческая философия зародилась не как область специальных исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, социально-политическими. Только в эллинистическую эпоху некоторые науки обособляются в специальные области исследования. Ранний греческий философ – это одновременно и математик, и астроном, и физик.

3.Если восточная философия тяготела к этико-психологическому (Индия) или этико-политическому (Китай) направлению, к поучениям и наставлениям праведной жизни, то античная мысль, у своих истоков, тяготеет к рациональному, рационально-осмысленному (Логос[19]) объяснению мироздания.

Древнегреческая философия связана с активным оформлением понятийного аппарата (категории – язык философии): от чувственно-наглядных образов к словесно оформленным понятиям, к высокому уровню абстракции. Важнейшим принципом античного мышления являлся рациональный Логос.

4.Античная философияоснована напринципе космоцентризма. Космос для древнего грека – это эталон всякого порядка, гармонии, истины, красоты и смысла. Он противостоит хаосу, бессмыслице. Все существует в Космосе, и кроме него ничего нет. Космос зависит только от самого себя.

Основное представление о мире сводится к тому, что это театральная сцена, а люди-актеры, которые появляются на этой сцене-жизни, играют свою роль и уходят. Они приходят с неба и уходят туда же, растворяясь, как капли в море. А Земля – это сцена, где люди исполняют свою роль. Пьесу-жизнь (трагедию или комедию) сочиняет Космос. Философу достаточно знать только одно: он актер и больше ничего. Актер безличностен, он – действующее лицо, маска. Античный человек космологичен, внеличностен.

5.Кроме Космоса ничего нет, поэтому все обычаи, законы и закономерности существуют в недрах Космоса и представляют результат абсолютной необходимости – «ананке». Вся античная культура и философия развиваются под знаком фатализма[20] и героизма.

6.Античная философия – это первая исторически известная в Европе форма диалектической философии. Основа античного философствования – искусство доказательства путем споров с собеседником, путем столкновения противоречивых доводов. Греческий способ мышления сочетает высокий уровень теоретичности с логико-математической строгостью доказательств.

Следует отметить, что в античной философии в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы будущей Западной философии.

Упадок античного общества и зарождение социальных институтов общества средневекового заключался в переориентации античного мышления с природного «Космоса» и рационального «Логоса», на сверхприродного Бога и иррациональную веру.

Тема 4. Статус и основные проблемы философии
в эпоху средневековья

Средневековая философия – это прежде всего своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока (V – XV вв.) – тысяча лет существования в средневековой культуре.

Своеобычность этого способа философствования обусловлена связью философии (разум) с религиозной идеологией, с теологией (вера). Эта связь разум – вера определяла как статус, роль, специфику философских проблем, так и выбор способов их разрешения.

Выделяются три основных этапа средневековой христианской философии[21], каждый из которых определял свою позицию в отношении веры и разума.

Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика (от греческого apologeomai защищаю). Этот этап связан с появлением христианской литературы, авторы которой ставили своей целью защиту и обоснование складывающегося христианского вероучения. Этих авторов принято называть апологетами. Они стали первыми литераторами-защитниками христианства от нападок его многочисленных врагов: имперских властей, сторонников языческих религий, философов, которые выступали с критикой христианства.

Наиболее красноречивым выразителем убеждения о несовместимости веры и разума, христианского вероучения и философии, был Тертуллиан Карфагенский. В его знаменитом – «верую, ибо абсурдно», провозглашалось кредо: христианская вера содержит истину уже в готовом виде, а потому не нуждается в доказательстве или проверке. Между религией и философией – пропасть.

Второй этап (IV – VIII вв.) – патристика (от латинского patres отцы). Патристика – направление философско-теологической мысли, связанное с разработкой отцами церкви основ христианской догматики. Дух этой эпохи весьма сурово выразил О.Мандельштам: «Эллинство, оплодотворенное смертью, и есть христианство». Но этот дух можно выразить и так: «удивись всему и испытай страх и благоговение. Удивись каждому в отдельности, но в первую очередь тому, что над всем вообще. Уникальное есть вместе с тем и всеобще значимое, но лишь в полноте божественного творения из ничего».

В этот период создания самой модели теологического знания предпринимались попытки совместить философию и религию, поставив философию на защиту религии («служанка богословия»). Т.е. вера – исходное основание любого знания. Библейское кредо: «покуда не уверуете, не уразумеете» (Библ., Исход 7:9).

Проблемное поле философии: разработка теологии как учения о Боге и его атрибутах; христология как учение о богочеловеческой личности Христа и христианская антропология – учение о человеке и судьбе его личной души; Богопознание как единственно достойная цель человеческого ума.

Виднейшим представителем патристики был Аврелий Августин (354 – 430). В православии он признан Блаженным, а в католичестве – святым и учителем церкви. Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума.

В концепции соотношения веры и разума Августин пытался осуществить синтез христианской веры и античного рационализма, выдвигая веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать».

Августин оценивается западно-христианской культурой как родоначальник философии истории. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство Божие на земле. Эти два «града» созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенное до презрения к Богу, а небесная – любовью к Богу, доведенное до презрению к самому себе. Божественное проведение, провиденциализм, направляя ход истории, неумолимо ведет человечество к победе «Божьего государства» над светским.

Третий этап (IX – XV вв.) – схоластика (от греческого schola, лат. sholastica школа, ученый), которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов (например, «доказательства бытия Бога»). Схоластика – это интеллектуальный феномен средневековой культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую теоретизацию западно-христианского вероучения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7