double arrow

ТЕОРИЯ ПРЕДМЕТА 4 страница


Швейцарский философ психолог Ж.Пиаже выделяет четыре основные стадии в когнитивном (интеллектуальном) развитии, для которого характерна строгая последовательность формирования:

1. Сенсомоторная (ребенок оперирует с различными предметами).

2. Стадия дооперационального мышления (интуитивная). Проходит со 2 по 7 год жизни ребенка. Ее итогом является переход ребенка от растворения себя в окружающей действительности к осознанию того, что вещи представляют нечто отличное от него. Происходит эгоцентрическое восприятие мира ребенком и овладение им языком.

3. Конкретно-операциональная (деятельность с идеальными объектами, умение вести себя согласно определенным схемам, приспособление схем поведения к изменяющимся ситуациям).

4. Формально-операциональная (складывается к 14 годам). Происходит оформление интеллекта готового осуществлять познание и оперировать абстракциями.

Что же способствовало возникновению сознания? Например, марксизм в качестве предпосылок становления сознания выделяет: эволюцию свойства отражения, присущего материи; развитие зачаточного интеллекта животных; переход от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Таким образом, в первую очередь, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания.

Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом и развитием именно человеческого мозга. Эта идея оформляется в культуре Возрождения и в философии Нового времени. Существует несколько версий решения этой проблемы:

1. Психофизический дуализм. Так. Декарт наряду с материальной субстанцией (мозг) выделяет мыслящую субстанцию, протяженную (когито, сознание).

2. Психофизический параллелизм (Лейбниц, Спиноза, Мах): психические и физические процессы происходят параллельно и уравновешиваются Богом.

3. Психофизический монизм (современность): мозг – это антенна, улавливающая объективно существующие смыслы. Сам же мозг не в состоянии сформировать идеальный объект.

4. Психофизический материализм, куда относятся:

– механистический материализм (Ламетри, Гольбах): мозг и нервная система функционируют по аналогии с механизмом;

– вульгарный материализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер). Кабанис утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Согласно Фогту, мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени. Бюхнер попытался смягчить резкость высказываний своего единомышленника, заметив, что мысль не является продуктом выделения, отбросами, и предложил смотреть на мышление как на особую форму всеобщего естественного движения, наподобие движения света или магнетизма;




– диалектический материализм (Анохин, Леонтьев): к нейропсихологическим процессам сознания подключены социокультурные факторы, включающие материальные компоненты, но определяющие идеальные;

– научный материализм (Армстронг, Марголис, Рорти): явления психики и сознания должны сводиться к определенному подклассу телесных, т.е. физиологических явлений или объяснятся исходя их физико-химических процессов центральной нервной системы. Таким образом, психические явления рассматриваются здесь как эпифеномены физико-химических процессов.

В науке тоже возникло несколько версий решения проблемы соотношения сознания и мозга:

1. Нейропсихологический подход, который изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной мере нарушается сознание. Когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.



2. Нейрохимический подход: здесь выстраивается химическая картина мозга, определяется, как определенные настроения, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, следовательно, на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

3. Нейрокибернетический подход: сознание и мозг рассматриваются как информационные системы, как сложные запрограммированные машины, доказывается тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, что работа мозга определяется по определенным алгоритмам, программам и т.д.

Кстати, было установлено, что мозг тоже находится в процессе развития: 20% интеллекта закладывается до года, 40% – до 4 лет, 80% – до 11 лет, а к 13 – 14 годам происходит оформление основного потенциала мозга и мозг начинает стареть. После 18 лет происходит отмирание клеток мозга.

Научные и философские модели антропогенеза. Для постижения сущностных особенностей человека большое значение имеет выяснение его родословной. Этим вопросом в науке и философии занимается такое направление как антропосоциогенез, которое предполагает комплексный подход, включающий обычно такие факторы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирования брачных отношений, нравственность. Несмотря на то, что указанные концепции претендуют на научность и могут продемонстрировать явные достижения в объяснении происхождения человека, антропосоциогенез и до сего времени во многом представлялся загадочным. Выделяют две основные стратегии решения проблемы антропогенеза: креоционистская и эволюционная.

Креоционизм о происхождении человека. Креоционизм с латинского языка переводится как создавать, творить. Согласно этой концепции человек был создан высшей силой (Богом) в соответствии с определенным планом и замыслом. Наиболее известная версия креоционизма – христианская, в которой описывается творение мира за 6 дней. Человек был создан по образу и подобию Бога из праха земного, обладал разумом и свободой воли. Человек выступил субъектом языка: после того как Бог создал всех птиц и животных, человек дал им всем названия, имена. Человек был призван Богом к труду: Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить. Также человек стал носителем нравственности: когда человек попробовал плод запрещенного Богом дерева, ему открылось знание добра и зла и появилось чувство стыда за свою наготу.

Креоционизм, казалось бы, должен быть подвержен критике со стороны современной науки. Но сама наука проявляет интерес к креоционистским версиям происхождения человека. К современным версиям креоционизма относится учение теистически ориентированного философа, палеонтолога и антрополога Тейяра де Шардена, который попытался соединить креоционизм и эволюционизм. Согласно Т.де Шардену человеческий разум и душа не могли возникнуть из ничего. Происхождению человека должна была предшествовать космическая эволюция, в которой появление человека является одним из этапов. Развитие начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы (греч. noos –ум, разум) и субъекта общества («сверхжизнь»). На всех этапах эволюцию производит и поддерживает своей действенной любовью Бог («Омега»), т.е. «находящийся впереди перводвигатель». То есть, хотя Бог в этой концепции непосредственно не творит, но он выступает регулятивным началом, как проект, план, разум эволюции. Схема эволюции выглядит так: преджизнь – жизнь – мысль – сверхжизнь, впереди Бог – «Омега».

Эволюционная теория о биологических особенностях антропогенеза. Эта теория базируется на идее естественного происхождения человека из природной среды. К версиям эволюционизма относятся: эволюционная антропология, трудовая теория антропогенеза, игровая теория, психоаналитическая и структуралистическая.

Эволюционная антропология считает, что возникновение человека начинается примерно 5 – 8 млн. лет назад с возникновением первых гоминид (австралопитеков) – прапредков человека из древопитеков. Родиной человека полагается Африка (район озера Чад). Характерными признаками австралопитеков были прямохождение, использование огня, зачатки производственной деятельности. Кстати, наука связывает генезис человека с оформлением гоминидной триады, т.е. генетически наследуемых признаков, определяющих человека как биологический вид: прямохождение, кисть, мозг.

Следующей стадией эволюции стали архантропы (древнейшие люди), существовавшие 800 – 600 тыс. лет назад. Для них характерны большие лобные доли, рост – 168 см, устойчивые виды орудий, каменная индустрия, зачатки речи и социальности (община состояла из 3 – 6 мужчин, 6 – 10 женщин и 15 – 20 детей).

100 тыс. лет назад появляются палеонтропы (древние люди), которые больше известны как неандертальцы. Их рост составлял 155 – 165 см, у них существовала развитая орудийная деятельность. Неандертальцы умели обрабатывать кожу животных, сооружать жилища, использовать и добывать огонь. Они уже использовали практики захоронения животных.

Приблизительно 40 тыс. лет назад возникает неоантроп (кроманьонец) или homo sapiense (человек разумный). Его рост составлял 160 см, средняя продолжительность жизни – 24 – 30 лет.

С точки зрения антропологии оформление как гоминидной триады, так и социума осуществлялось благодаря эволюции генетического материала человека. Причиной эволюции ген считалась их мутация из-за радиоактивной деятельности Земли того времени, смена магнитных полюсов, источников пищи и т.д.

Эволюционная теория объясняет происхождение человека чисто биологическими причинами (на основе закона естественного отбора). Согласно Ч.Дарвину, происхождение человека является необходимым звеном естественной эволюции жизни на Земле. Однако ряд разработчиков этой концепции в лице Геккеля, Гексли и Фохта сформулировали в 1865 г. одно из затруднений, назвав его проблемой «недостающего звена», т.е. морфологически определенной формы между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком разумным. Спустя 10 лет это недостающее звено так и не было найдено.

Трудовая теория: труд как механизм адаптации и фактор адаптации. В качестве социального фактора, детерминировавшего возникновение человека и человечества, выступила трудовая деятельность, труд. Трудовая теория происхождения человека известна нам в марксистском понимании, однако, не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Почему человек стал трудиться? Как объяснить переход от инстинктообразных к целеполагающим формам труда? Согласно А.Геленну, человек изначально был обречен на труд в силу своей уязвимости и слабости. Человек – это неспециализированное животное, т.е. у него нет специального органа адаптации и защиты: клыков, когтей и т.д. Для реабилитации этого момента человеку и понадобился труд.

Антропосоциогенез и культурогенез. Философские модели культурогенеза: игровая, психоаналитическая, семиотическая. Процессы антропосоциогенеза (возникновение человека и общества) протекали одновременно с культурогенезом (становлением культуры). Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним искусственного в противоположность природному, естественному. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологичесих программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Так, уже первые орудия труда представляли собой внегенетические информационные программы деятельности (т.к. любое орудие диктует способы поведения с ним, требует владения соответствующими навыками работы, очерчивает круг возможных операций), передающиеся от поколения к поколению. Вещи, созданные руками человека и пополняющие фонд культуры, не только выступали материальными носителями передаваемой информации, но и являлись отражением человеческого сознания, принимавшего активное участие в процессе их создания. Мир культуры эволюционирует исторически, не всегда совпадая с историческим развитием человека. Культурная эволюция человека осуществлялась многообразными способами, что дало основание для возникновения различных версий культурогенеза.

Игровая теория культурогенеза. Культура является особой избыточной сферой по отношению к трудовой деятельности. Именно культура предопределила духовный мир человека. Особым механизмом, способствующим отрыву человека от природы и ее материального преобразования, стала игра. Нидерландский историк культуры Й.Хейзинга в своей книге «Человек играющий» продемонстрировал, что разные сферы человеческой культуры (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др.) тесно связаны с игровыми феноменами. А немецкий философ О.Финк включил игру в число основных феноменов человеческого бытия и определил ее в качестве основного способа сношения человека с возможным и недействительным.

По мнению Хейзинги, игра древнее культуры. Он ссылается на то, что играть способны и животные, они не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков. Игра распространяется одновременно на мир животных и мир людей, значит она не опирается по своей сущности на какой-нибудь рациональный фундамент, она не связана ни с определенной степенью культуры, ни с определенной формой мироздания. Хейзинга считает, что игра предшествует культуре, сопровождает ее, пронизывает ее от рождения до настоящего времени. Вместе с тем, он подчеркивает, что культура не происходит из игры в результате некоторой эволюции, а возникает в форме игры: самой культуре в исходных ее формах присуще нечто игровое, т.е. она осуществляется в формах и атмосфере игры. Отличительными свойствами игры считаются:

1. Игра – это свободная деятельность (независимо от диктата других людей утилитарных целей), игра это нечто лишнее, без чего можно обойтись.

2. Игра выводит человека за рамки обыденности (это одновременно деятельность в реальном и воображаемом мире).

3. Игра проходит в определенных границах пространства и времени, у нее есть начало и конец.

4. Игра совершается по своим особым правилам, которые ограничивают человеческое своеволие.

5. Игру можно повторить, но можно и изменить некие действия в определенных границах, что придает творческий, свободный дух.

6. Переживания напряжения и воодушевления в игре.

7. Игра содержит в себе возможности и риск.

8. Основными типами игры являются представление и состязание.

Итак, игра пронизывает всю человеческую культуру и занимает важное место в ее становлении и существовании.

Психоаналитическая концепция. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в основе цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов. Этот процесс Фрейд считал неизбежным и необратимым. Свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, прогресс которого зиждется на отказе от них или отсрочивания возможностей их удовлетворения. Счастье, по словам Фрейда, не является культурной ценностью. Оно должно быть подчинено дисциплине труда как основного занятия, дисциплине моногамного воспроизводства, существующей системе законодательства и порядка. Культура – это методическое принесение в жертву либидо (сексуального влечения), его принудительное переключение на социально-полезные виды деятельности и самовыражения. Это Фрейд иллюстрирует, рассматривая структуру психики человека. В психике можно выделить три инстанции: «Я», «Оно», «Сверх-Я». Бессознательное «Оно» представляет собой кипящий котел инстинктов. Задача сознательно-предсознательного «Я» – такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За наблюдением этих требований следит «Сверх-Я» – представитель общества, моральных и религиозных идеалов и авторитетов, действующий с помощью угрызений совести, боязни общественного осуждения и т.д.

Цивилизация, согласно психоанализу, начинается с отказа от первичного стремления к целостному удовлетворению потребностей. Под действием социального исторического мира, происходит изменение животных импульсов в человеческие инстинкты. Человекообразное животное становится человеком только посредством фундаментальной трансформации его природы, оказывающей воздействие не только на цели инстинктов, но также на их ценности, т.е. принципы управляющие достижением целей.

Семиотический подход в качестве сущностной характеристики фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем и соответственно основы возникновения культуры изначально выступали предметные действия человека, орудия труда, язык, предметы быта, затем религиозные представления, техника, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т.п.

Структура сознания. Если при решении ряда мировоззренческих вопросов допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с Немецкой Классической Философии сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцировано. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре – многоярусное и разнополюсное образование.

Структура и свойство сознания в существенной степени преодолены структурой мозга. Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р.Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.

Сознание и бессознательное. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида; 2) содержание, которое присутствовало в сознании индивида, но было вытеснено из него в бессознательное. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного – поверхностный слой бессознательного, включающего в себя эмоционально окрашенные представления, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного – врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения; 3) психоидного бессознательного – наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет социальное бессознательное, являющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосознаваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Основные компоненты сознания. В структуре сознания можно выделить три уровня сознания отражающие действительность:

1. чувственно-эмоциональный: это непосредственное отражение объекта органами чувств в его конкретности, уникальности, многообразии характеристик;

2. рационально-дискурсивный: опосредованное отражение объекта, выделение в нем существенных характеристик;

3. интуитивно-волевой: определяет самосознание человека, обеспечивает целостность опыта восприятия объекта, гарантирует единство чувств и разума.

Ядром сознания является знание об определенных процессах и явлениях. В структуру сознания также входят:

эмоции–непосредственно ценностно окрашенные переживания, формирующиеся как реакции на внешнее воздействие;

значение – это тот предмет (или класс предметов), который обозначается выражением. В классической формальной логике значению соответствует объем понятия;

смысл – это мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В формальной логике смыслу соответствует содержание понятия;

воля – способность человека к саморегуляции своего поведения и деятельности, обеспечивающая ориентацию сознания на значимую цель и концентрацию усилий на достижение последней. В историко-философской традиции проявляются две тенденции в понимании сущности воли: зависимость воли от физиологии, психологии, социальной сферы человека и осознание воли как сферы самодостаточной свободы.

Важное значение имеет представленность времени в структуре сознания. Прошлому соответствует память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Настоящему принадлежит внимание как состояние сознания, связанное с конкретной нацеленностью психики или мышления на объект. В будущее ориентировано воображение как способность сознания к творческому конструированию окружающей среды.

Социокультурная природа сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Процесс подключения сознания человека к культуре называется социализацией. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум этого процесса (собственно социализация) приходится на временной отрезок со второго по шестой год жизни. Если этот период упущен (феномен Маугли), то социализация ребенка, биологически принадлежащего к виду Homo sapiens, практически невозможна. Все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, как современный Ганимед, в гнезде орла, показывают, что социализация в необходимом объеме невозможна.

Согласно классической модели сознания, сознание рассматривалось как зеркальное отражение действительности, считалось, что оно априорно (до опыта), дано человеку, и является, по выражению Дж.Локка, «tabula rasa» – «чистой доской», а, следовательно, может существовать и вне общества. Влияние социума на сознание признавалось условным и, в первую очередь, мешающим. Например, Ф.Бэкон писал о четырех «идолах» (заблуждениях), которым подвержено человеческое сознание в процессе познания, и которые проистекают от влияния общества на человека.

В неклассической модели сознания утверждается его социокультурная размеренность, возможность влияния на него со стороны общества. Так, К.Маркс анализирует понятие идеологии, под которым он понимает ложное сознание, отражающее интересы какого-то определенного населения и задающее свой спектр видения мира и действительности. Согласно Гадамеру, понимание любого текста обусловлено историческим контекстом, который называется «предпониманием», основу которого составляет ряд предрассудков. Предрассудки – основа понимания, они показывают суть эпохи, смыслы бытия, которые не выражены явно. Понимающее сознание не может быть свободно от различных предпосылок, оно всегда разделяет стереотипы мышления своего времени.

К основным механизмам влияния общества на сознание относят общение (коммуникацию), язык и труд (деятельность).

Сознание и коммуникация. Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – это процесс обмена информацией. Коммуникация – это существенная черта человека, социума и культуры. Коммуникация выступает смысловым и содержательным аспектом деятельности. Можно сказать, что коммуникация – это деятельность по восприятию и переработки информации. Структура коммуникации включает: 1) как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих языком (субъекты коммуникации); 2) ситуацию, которую они пытаются осмыслить и понять; 3) сообщение, текст; 4) мотивы и цели – то, что побуждает субъектов коммуникации общаться друг с другом; 5) средства коммуникации.

По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникации. По типу используемых средств можно выделить речевую, паралингвистическую (текст, мимика, мелодия, жесты) и вещественно-знаковую (например, художественная) коммуникацию. К видам коммуникации относят аудио- (или речевую), видео- (или зрительную) и синтетическую коммуникацию. В процессе коммуникации происходит оформление человеческого «я», человеческой личности и индивидуальности, репрезентация самого себя и понимание другого. Наиболее углубленное самопонимание и самораскрытие человеческого сознания осуществляется в диалоге, для которого характерно равноправие субъектов общения, где каждый выступает носителем самостоятельного смысла и логики.

Мышление и язык. Сознание следует отличать от мышления. Под сознанием понимается высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий (целеполагание) и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Мышление же – это способность сознания человека к целенаправленному, опосредованному и обобщенному отражению существенных свойств и отношений между вещами. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Мышление всегда связано с языком. Их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает только в языке. Ясная по содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Поэтому говорят: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

К основным функциям языка относятся:

1. Экспрессивная. Человек выражает мысли посредством языка.

2. Когнитивная. Язык служит важнейшим средством познания.

3. Коммуникативная. Язык является средством общения между людьми.

4. Кумулятивная. Язык обеспечивает накопление и сохранение знаний.

5. Информативная. Передача информации осуществляется посредством языка.

6. Прагматическая. При помощи языка происходит управление поведением людей.

Язык – структура столь же древняя, как и сознание. Отличие человека от животных состоит не только в обладании сознанием, но также и во владении языком, речью. Вопрос о происхождении языка до сих пор остается открытым, поскольку его появление связано с деятельностью лишь отчасти. Выделяют несколько моделей генезиса (происхождения) языка:

1. Междометная. Язык возникает из междометий «ой!», «ай!» и т.д., сопровождающих трудовую деятельность.

2. Подражательная. Язык возникает как подражание звукам природы, зверей.

3. Номинативная. Язык возникает с появлением феномена имени.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: