Сущность технического регулирования и его структура. Общие и специальные технические регламенты

Закон «О техническом регулировании» был принят в нашей стране в 2003 году в рамках дальнейшей интеграции с европейским и мировым сообществом. Сущность реформы технического регулирования состоит в том, чтобы создать новую систему определенных технических требований для товаров и услуг, их функционирования, реализации и утилизации.

Перемены в этой сфере стали необходимы в силу того, что технические требования издавались разными ведомствами в собственных интересах и часто вступали в противоречия между собой. Реформа техрегулирования предполагает все технические требования установить на уровне федерального закона в соответствии с Конституцией, по которой всякая деятельность регламентируется только условиями закона.

В соответствии с принятым Законом Министерство транспорта РФ разработало Концепцию системы технического регулирования на железнодорожном транспорте на основе так называемых технических регламентов.

Предполагается разделить их на два вида – «Общие технические регламенты» и «Специальные технические регламенты» (табл.1). При этом специальные технические регламенты представлены, как это видно из табл.1, в виде 4-х уровненной системы:

· Уровень 1 – «Специальные технические регламенты подсистем ж.д.транспорта»;

· Уровень 2 – «Национальные стандарты»;

· Уровень 3 – «Стандарты организации»;

· Уровень 4 – «Техническая документация».

Кроме того, в стадии разработки находятся ещё два, так называемых макроотраслевых регламента: «О безопасности железнодорожного транспорта» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Помимо указанного, в структурную схему системы технического регулирования входят «своды правил», включающие различные правила, инструкции, нормы проектирования и др. нормативные документы.

Анализируя предлагаемые изменения в сфере технического регулирования, можно задать вопрос: «Чем новая система технических регламентов отличается от прежних ведомственных нормативов?» По мысли авторов закона «О техническом регулировании» ведомственные нормативы закрепляют не принципы, а физические и конструктивные характеристики.

Например, при выполнении строительных работ требуется проложить кабель, который согласно ГОСТу должен быть изготовлен из строго определенного материала. Использовать вместо это другой, пусть даже лучший, кабель нельзя, так как необходимо было бы изменить ГОСТ, а сделать это очень сложно. Между тем подобные требования в мировой практике предписывают, что кабель должен выдерживать определенные условия. А из чего он сделан – это на усмотрение производителя. Если производитель научился делать его из такого материала, который в два раза дешевле, значит на рынке он оказывается в выигрышном положении. Таким образом, получается, что существующая система ведомственных требований сдерживала развитие научно-технического прогресса.

Создаваемая система технических регламентов нацелена главным образом только на решение задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности людей и экологической безопасности. Об этом можно наглядно судить, анализируя «Программу разработки технических регламентов для транспортной отрасли на 2007-2008 гг.», представленную в табл.2. Применительно к железнодорожному транспорту важнейшими


Табл.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: