Термины и определения

В заключение общего обзора международных стандартов ISO-9000 остановимся на некоторых терминах и определениях, приведенных в словаре ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и важных для правильного понимания стандартов. Вообще, весь терминологический объем словаря разделен на следующие группы:

1. Термины, относящиеся к качеству.

2. Термины, относящиеся к менеджменту.

3. Термины, относящиеся к организации.

4. Термины, относящиеся к процессам и продукции.

5. Термины, относящиеся к характеристикам.

6. Термины, относящиеся к соответствию.

7. Термины, относящиеся к документации.

8. Термины, относящиеся к оценке и аудиту.

9. Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения.

Прежде всего следует обратить внимание на четкое и лаконичное определение термина «качество». «Качество – это степень соответствия совокупности присущих продукту характеристик предъявляемым требованиям». Далее, мы часто понятие «менеджмента качества» понимаем как управление качеством. Оказывается, между этими терминами есть существенное различие. «Менеджмент качества», как его определяет словарь, - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Сюда входят:

· Разработка политики в области качества.

· Постановка целей в области качества.

· Планирование качества.

· Управление качеством.

· Обеспечение качества.

· Улучшение качества.

Таким образом, «управление качеством» - это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Есть определенные различия в терминах «результативность» и «эффективность».

«Результативность» - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

«Эффективность» - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Представляет интерес определение терминов «переделка» - действие, принятое в отношении несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям, и «ремонт» - действие, принятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать её приемлемой для предполагаемого использования.

В отличие от переделки ремонт может состоять в воздействии на отдельные части несоответствующей продукции или в их замене.

Словарь дает также определение термина «продукция», как результата

процесса. А, кроме того, поясняет:

Имеются четыре общие категории продукции:

· Услуги (например, перевозки).

· Программные средства (например, компьютерная программа).

· Технические средства (узел, агрегат, устройство).

· Перерабатываемые материалы (то есть то, что используется в рабочем процессе).

И далее поясняется: многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным или техническим средствам или перерабатываем материалам зависит от преобладающего элемента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: