Основные принципы управления качеством на основе международных стандартов. Термины и определения

Все рассмотренные нами стандарты ISO серии 9000 подчеркивают, что для усиленной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством.

Первый принцип – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Знать потребителей, понимать их нужды и стремиться превзойти их ожидания.

Второй принцип – роль руководства. В соответствии с ним каждый руководитель производства должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Третий принцип – вовлечение работников. Это одно из важнейших положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях. Полное вовлечение работников дает возможность организации с наибольшей эффективностью использовать их способности.

Четвертый принцип – процессный подход. Установлено, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. При этом процесс рассматривается как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности», результатом которых является продукция.

Пятый принцип – системный подход к управлению. Этот принцип согласно стандартам ISO устанавливает «выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы, содействующей результативности и эффективности организации при достижении её целей». В этом контексте система менеджмента качества включает в себя ряд взаимосвязанных процессов. Таким образом, системный подход тесно связан с процессным подходом.

Шестой принцип – постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель. Если двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества, то опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению качества недопустимо. Само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Седьмой принцип – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа должна исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо накапливать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Восьмой принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип является естественным и очевидным, так как позволяет обеим сторонам работать с максимальной эффективностью и тем самым увеличивать вклад в экономику отрасли, региона или страны.

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейства ИСО 9000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: