Расслоение

Этот метод является одним из наиболее простых статистических методов. Сущность его заключается в том, что сначала всю совокупность собранных статистических данных разделяют (расслаивают) на группы в зависимости от условий их получения, а затем производят обработку каждой группы данных в отдельности. Факторами расслоения при анализе производственных процессов могут быть: квалификация работников, качество исходных материалов, методы производства работ, условия производства работ, вид и характеристики используемых машин и оборудования и др. Расслоение помогает выяснить причину появления дефекта или брака, если обнаруживается разница в данных между «слоями». Например, если расслоение проведено по фактору «машинист-оператор», то при значительном различии в данных можно определить влияние того или иного оператора на качество, скажем, технологического процесса или конкретной продукции; если расслоение произведено по фактору «оборудование» - влияние использования различных видов или марок оборудования, машин, инструмента и т.д.

С другой стороны, метод расслоения оказывается весьма эффективным при анализе, например, причин невыполнения сроков поставки заказанных материалов, изделий, конструкций и т.п. В таких случаях проблема обычно обсуждается на совещаниях всех имеющих к ней отношение с целью нахождения причин невыполнения сроков поставок и принятия мер по устранению этих причин. Обычными предложениями в таких случаях бывают «увеличить срок выполнения заказа» или «строго соблюдать дату оформления заказа». В этом случае необходимо хорошо проанализировать данные, чтобы понять, будет ли строгое соблюдение даты оформления заказа той мерой, которая действительно решит проблему. Для этого разделяют случаи выполнения заказа в срок и случаи задержки выполнения заказа, с одной стороны, а также случаи строго соблюдения срока оформления заказа и случаи запаздывания с оформлением заказа – с другой. После чего анализируют таблицу расслоения.

Пример 3. Предположим, что проделав указанную работу, мы получили таблицу расслоения следующего вида (табл.4):

Табл.4

Оформление заказа Выполнение заказа в срок (число случаев) Выполнение заказа с опозданием (число случаев) Всего случаев
В соответствии с установленной датой (число случаев)      
С опозданием (число случаев)      
Всего случаев      

Если в результате анализа данных окажется, что строгое соблюдение даты оформления заказа приведет к значительному улучшению положения, как это видно из табл.4, то решение проблемы можно считать найденным. Однако при расслоении картина может оказаться, например, следующей (табл.5):

Табл.5

Оформление заказа Выполнение заказа в срок (число случаев) Выполнение заказа с опозданием (число случаев) Всего случаев
В соответствии с установленной датой (число случаев)      
С опозданием (число случаев)      
Всего случаев      

Анализ данных табл.5 не позволяет утверждать, что строгое соблюдение даты оформления заказа окажется решающим фактором в решении проблемы. В этом случае необходимо провести более глубокий анализ данных. Прежде всего, проведем расслоение по видам изделий, которые составляют заказ, и представим результаты в табл.6.

Табл.6

Детали Выполнение заказа в срок (число случаев) Выполнение заказа с опозданием (число случаев) Всего случаев
A      
B      
C      
D      
E      
F      
Всего случаев      

Как видно из анализа табл.6, больше всего случаев задержки поставок относится к поставкам изделий А, В, С. По сравнению с ними число случаев задержки деталей D, E, F незначительно. Следует, очевидно, найти причину такой разницы в сроках поставки этих деталей.

Допустим, было выяснено, что изделия А, В, С в отличие от изделий D, E, F требуют дополнительной поверхностной обработки. Кроме того, было установлено, что эта поверхностная обработка осуществлялась по вторичному заказу другим предприятием. Эти данные анализируются путем составления табл.7 расслоения по фактору наличия или отсутствия вторичного заказа. Результат анализа табл.7 указывает на большое влияние наличия или отсутствия вторичного заказа на срок выполнения первичного заказа.

Табл.7

Вторичный заказ Выполнение заказа в срок (число случаев) Выполнение заказа с опозданием (число случаев) Всего случаев
Имеет место (число случаев)      
Отсутствует (число случаев)      
Всего случаев      

Таким образом, анализ данных по методу расслоения в этом случае приводит к выводу, что для окончательного решения проблемы должны быть приняты следующие корректирующие меры:

1. не допускать вторичных заказов, которые бы выполнялись без предварительной договоренности с предприятием-заказчиком;

2. скорректировать объём заказа так, чтобы он был по силам предприятию, на котором размещается заказ, и не побуждал его делать вторичные заказы на стороне;

3. информацию о планировании размещения заказа на изделия, требующие поверхностной обработки, доводить до предприятия, на котором размещается заказ, заранее;

4. помочь предприятию, на котором размещается заказ, освоить принципы ведения дел с предприятиями, на которых размещаются вторичные заказы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: