Рисунок 5 – Межфункциональные процессы
Процесс можно считать сквозным (межфункциональным), если:
· участниками процессов являются сотрудники различных структурных подразделений;
· деятельность в рамках процесса рассматривается на уровне отделов или сотрудников (операционный уровень);
· существует возможность организации контроля оперативной деятельности по процессу и полученных результатов одним руководителем;
· результат процесса важен с точки зрения достижения целей организации в целом (или существенной ее части) либо удовлетворения потребности внешнего потребителя;
· существует возможность значительного улучшения деятельности (усиление эффектов синергии) за счет оптимизации межфункционального взаимодействия в рамках процесса.
Сквозные процессы рационально определять на операционном уровне, то есть уровне операций, выполняемых конкретными сотрудниками. Примеры сквозных процессов приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Примеры сквозных процессов
Наименование процесса | Результат процесса | Состав участников |
Процесс ценообразования | Прайс-лист компании | Генеральный директор, отдел продаж, отдел маркетинга |
Разработка нового изделия | Документация на новое изделие, экспериментальный образец и т.д. | Отдел маркетинга, отдел продаж, отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел материально-технического снабжения, планово-экономический отдел, бухгалтерия |
Поиск и прием сотрудника на работу | Сотрудник, принятый на работу в организации | Руководитель подразделения, отдел персонала, бухгалтерия, служба безопасности, внешние подрядчики |
Процесс стратегического планирования | Стратегия компании, стратегическая карта, карта сбалансированных показателей | Собственники, руководители верхнего уровня, отдел стратегического развития |
Процесс отгрузки товара со склада | Товар в автомобиле клиента, документация | Отдел продаж, кладовщики складов, грузчики, бухгалтер |
Многие сквозные процессы, связанные с развитием (например, открытие нового подразделения или разработка нового продукта), могут рассматриваться в качестве внутренних проектов организации, и наоборот.
Деятельность можно рассматривать в качестве сквозного процесса (а не проекта), когда:
· основная цель деятельности не меняется;
· деятельность регулярно повторяется;
· деятельность выполняется по неизменной технологии;
· состав участников остается практически неизменным.
Примеры сквозных процессов, удовлетворяющих перечисленным критериям, - это процесс разработки нового изделия или процесс открытия нового филиала. Для управления такими сквозными процессами руководители могут использовать наработанные в мировой практике методы управления проектами.
Деятельность лучше назвать проектом, когда:
· ее цель может существенно меняться от случая к случаю;
· она выполняется время от времени, нерегулярно;
· имеет четкое ограничение во времени;
· технология выполнения деятельности частично или полностью меняется (неизменной остается только технология управления этой деятельностью);
· состав участников меняется.
Примеры проектов, удовлетворяющих перечисленным критериям, - это проект замены оборудования в одном из цехов организации, проведение исследования возможности перехода на новую марку сырья или анализ, оптимизация и регламентация какого-либо процесса.