Отделы/функции

       
   
 
 


Рисунок 5 – Межфункциональные процессы

Процесс можно считать сквозным (межфункциональным), если:

· участниками процессов являются сотрудники различных структурных подразделений;

· деятельность в рамках процесса рассматривается на уровне отделов или сотрудников (операционный уровень);

· существует возможность организации контроля оперативной деятельности по процессу и полученных результатов одним руководителем;

· результат процесса важен с точки зрения достижения целей организации в целом (или существенной ее части) либо удовлетворения потребности внешнего потребителя;

· существует возможность значительного улучшения деятельности (усиление эффектов синергии) за счет оптимизации межфункционального взаимодействия в рамках процесса.

Сквозные процессы рационально определять на операционном уровне, то есть уровне операций, выполняемых конкретными сотрудниками. Примеры сквозных процессов приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Примеры сквозных процессов

Наименование процесса Результат процесса Состав участников
Процесс ценообразования Прайс-лист компании Генеральный директор, отдел продаж, отдел маркетинга
Разработка нового изделия Документация на новое изделие, экспериментальный образец и т.д. Отдел маркетинга, отдел продаж, отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел материально-технического снабжения, планово-экономический отдел, бухгалтерия
Поиск и прием сотрудника на работу Сотрудник, принятый на работу в организации Руководитель подразделения, отдел персонала, бухгалтерия, служба безопасности, внешние подрядчики
Процесс стратегического планирования Стратегия компании, стратегическая карта, карта сбалансированных показателей Собственники, руководители верхнего уровня, отдел стратегического развития
Процесс отгрузки товара со склада Товар в автомобиле клиента, документация Отдел продаж, кладовщики складов, грузчики, бухгалтер

Многие сквозные процессы, связанные с развитием (например, открытие нового подразделения или разработка нового продукта), могут рассматриваться в качестве внутренних проектов организации, и наоборот.

Деятельность можно рассматривать в качестве сквозного процесса (а не проекта), когда:

· основная цель деятельности не меняется;

· деятельность регулярно повторяется;

· деятельность выполняется по неизменной технологии;

· состав участников остается практически неизменным.

Примеры сквозных процессов, удовлетворяющих перечисленным критериям, - это процесс разработки нового изделия или процесс открытия нового филиала. Для управления такими сквозными процессами руководители могут использовать наработанные в мировой практике методы управления проектами.

Деятельность лучше назвать проектом, когда:

· ее цель может существенно меняться от случая к случаю;

· она выполняется время от времени, нерегулярно;

· имеет четкое ограничение во времени;

· технология выполнения деятельности частично или полностью меняется (неизменной остается только технология управления этой деятельностью);

· состав участников меняется.

Примеры проектов, удовлетворяющих перечисленным критериям, - это проект замены оборудования в одном из цехов организации, проведение исследования возможности перехода на новую марку сырья или анализ, оптимизация и регламентация какого-либо процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: