Концепция внедрения процессного подхода

Внедрение процессного подхода в организации означает, что:

· создана и постоянно совершенствуется система процессов; границы процессов и ответственность руководителей процессов четко определены;

· создана и постоянно совершенствуется система показателей (метрик) для управления процессами; целевые значения для ряда показателей устанавливаются в рамках системы стратегического управления;

· руководители всех уровней осуществляют оперативное управление процессами на основе системы показателей; процессы управления регламентированы;

· процессы поддерживаются в стабильном и воспроизводимом состоянии;

· руководители всех уровней непрерывно совершенствуют свои процессы;

· создана и активно используется система регламентации процессов, исполнение регламентов контролируется; электронный репозиторий процессов и база нормативно-методических документов (НМД) поддерживаются в актуальном состоянии;

· создана и постоянно совершенствуется корпоративная культура, ориентированная на совершенствование процессов и развитие; персонал организации вовлечен в деятельность по непрерывному совершенствованию процессов (подход Кайдзен);

· постоянно внедряются новые, более эффективные технологии выполнения процессов, осуществляется автоматизация процессов.

Изменения, возникающие при внедрении процессного подхода на уровне организации в целом, представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Элементы системы процессного управления

Наименование элемента Описание элемента
  Стратегическое управление (в том числе бизнес-моделью, ЦСЦ) В рамках системы стратегического управления: · осуществляется разработка целей развития организация в целом; · определяются ключевые процессы (с точки зрения достижения стратегических целей); · устанавливаются целевые значения показателей процессов на долго- и среднесрочную перспективу; · определяются требования к бизнес-модели организации, в том числе к цепочкам создания ценности (ЦСЦ), которые необходимы для достижения целей бизнеса; · определяются требования к архитектуре организации, в том числе к системе процессов и организационной структуре; · определяются требования к корпоративной культуре.
  Оперативное управление процессами В рамках системы оперативного управления: · планируется деятельность компании и процессов, в том числе устанавливаются целевые значения показателей по процессам на краткосрочную перспективу; · выполняется организация деятельности, владельцам процессов выделяются необходимые ресурсы; · контролируется ход и результаты выполнения процессов; · анализируется эффективность и результативность деятельности организации и процессов
  Управление архитектурой организации Управление архитектурой организации в данном контексте включает: · разработку и поддержание системы процессов организации в актуальном состоянии; · подд6ержание организационной структуры в состоянии, эффективно помогающем организации выполнять процессы
  Управление системой организационного развития Управление системой организационного развития включает: · анализ эффективности системы организационного развития; · выделение ресурсов, необходимых для развития системы (зарплата, обучение специалистов, инфраструктура, программное обеспечение, информация)
  Управление реализацией цикла PDCA в организации Управление реализацией цикла PDCA в организации включает: · содержание и поддержание в актуальном состоянии НМД, регламентирующих цикл PDCA в организации; · анализ предложений руководителей и сотрудников по совершенствованию процессов; · создание условий для командной работы на уровне организации в целом; · создание условий для вовлечения персонала в совершенствование процессов

В рамках концепции внедрения процессного подхода за описание и регламентацию процессов отвечают руководители (владельцы процессов). Методическую поддержку этой деятельности осуществляет подразделение организационного развития (проверка «моделей» процессов, интеграция «моделей» процессов в единый репозиторий процессов организации и т.п.).

При внедрении процессного подхода изменяется деятельность практически всех руководителей организации. Они становятся владельцами процессов, причем, как правило, нескольких. Элементы системы процессного управления на уровне владельцев процессов представлены в таблице 4.

Руководители всех уровней компании должны понять и принять принципы процессного подхода, руководствоваться ими в своей каждодневной деятельности, довести их до сотрудников. При их определении можно руководствоваться стандартами ИСО серии 9000, принципами Э. Деминга. Эти принципы следующие:

Таблица 4 – Элементы системы процессного управления на уровне владельцев процессов

Наименование элемента Описание элемента
  Оперативное управление процессом Оперативное управление процессом включает: · планирование процесса; · организацию деятельности по процессу (в том числе выделение ресурсов); · мониторинг (контроль) хода процесса и его результатов на основе системы показателей; · анализ результативности и эффективности процесса; · контроль использования НМД по процессу
  Поддержание стабильности и воспроизводимости процесса Поддержание стабильности и воспроизводимости процесса включает: · выявление вариаций (при помощи статистических методов анализа, в том числе контрольных карт); · выполнение корректирующих действий по устранению причин вариаций
  Совершенствование процесса на основе цикла PDCA Совершенствование процесса со стороны владельца процесса включает: · анализ процесса и его результатов; · бенчмаркинг; · разработку и выполнение мероприятий/проектов по совершенствованию процесса
  Описание и регламентация процесса Описание и регламентация процесса включает: · описание процесса; · разработка НМД по процессу (например, документированной процедуры, регламента); · обучение персонала работе в соответствии с требованиями НМД
  Развитие персонала Развитие персонала на уровне владельца процесса означает: · передачу лучшего опыта (семинары, круглые столы и т.п.); · организацию наставничества; · обучение персонала (внутреннее и внешнее); участие персонала в проектах совершенствования процессов
  Вовлечение персонала в цикл PDCA Вовлечение персонала может включать: · организацию командной работы по совершенствованию процессов; · информирование персонала о передовом опыте; · прочее

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: