Функции информационного обеспечения

Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности – элемент инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности дающий возможность доступа к составляющим ее базам и банкам данных на различных условиях (в том числе коммерческих) для всех заинтересованных в этом организаций независимо от их форм.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления бизнес-процессами предприятия.

При управлении инновационными проектами на стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

- объект исследования;

- описание требований к объекту исследования;

- перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

- перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

- технические решения (в прогнозных исследованиях);

- сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

- сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

- сведения о материальных ресурсах;

- маркетинговые сведения;

- данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

- методы решения отдельных задач и обработки информации;

- общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

- проектируемые сроки обновления продукции;

- предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно используются:

- сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

- данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

- требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы). Например, она может включать:

1. основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов);

2. технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);

3. действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);

4. возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).

Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.

Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны, что требуют информационных баз двух видов – "по запросу" и "мониторинг".

Пример базы "по запросу":

- какие изделия имеются на рынке;

- что объявляют конкуренты о новых товарах;

- над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;

- в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;

- может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;

- благоприятно ли законодательство для бизнеса;

- можно ли использовать существующие производственные мощности;

- если нет, то каковы затраты на их переналадку.

Пример тактической базы "мониторинг":

- основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);

- зоны и территория деятельности;

- производственные мощности и способы производства;

- патентная и лицензионная активность;

- законодательство;

- снабжение (ресурсы, поставки);

- социально-политическая обстановка.

Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).

Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально объединять все информационные базы в одной картотеке. Опыт подсказывает, что для фирмы рационально иметь следующие базы:

- конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);

- рынок (потребители, каналы сбыта, цены);

- технология (конструирование, производство, использование);

- законодательство;

- ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);

- общие тенденции (политические, экономические и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: