Показатели прибыльности

Наименование позиций Кварталы
I. 2004 II. 2004 III. 2004
ПРИБЫЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      
Прибыльность переменных затрат 31,7% 48,0% 46,3%
Прибыльность постоянных затрат 2,6% 47,5% 49,7%
Прибыльность всех затрат 0,6% 10,9% 11,4%
Прибыльность продаж 0,6% 9,6% 9,9%
ПРИБЫЛЬНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ      
Коммерческая маржа 0,0% 0,0% 0,0%
Торговая наценка 0,0% 0,0% 0,0%
ПРИБЫЛЬНОСТЬ ВСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      
Прибыльность затрат балансирования 88,1% 158,0% 67,9%
Прибыльность чистая 57,2% 111,8% 35,3%
Прибыльность продаж 56,4% 98,1% 31,8%
Нижняя граница прибыльности (точка безубыточности)      
Абсолютное отклонение от точки безубыточности      
«Запас прочности» 5,7% 37,7% 39,5%
Ценовой коэффициент 0,24 0,32 0,33
Производственный рычаг 17,5 2,65 2,53

Для оценки прибыльности торговой деятельности организации рассчитываются следующие показатели:

Торговая наценка (ТН)рассчитывается как отношение валового дохода, полученного от реализации товаров (общая сумма наценки на товары), к покупной стоимости товаров. Учитывая тот факт, что в отчетных документах, покупная стоимость товаров отражается по строке 020 формы №2 «Себестоимость реализации продукции», а выручка от их реализации отражена по строке 010 «Выручка от реализации…», торговую наценку можно определить по следующей формуле:

, (9.23)

где ВР - выручка от реализации товаров;

СБреалП - покупная стоимость реализованных товаров (себестоимость реализованной продукции).

Показатель рассчитывается в процентах.

Коммерческая маржа (КМ)показывает долю валового дохода (общая сумма наценки на товары) в товарообороте предприятия.

Алгоритм расчетов коммерческой маржи на основании данных отчета о финансовых результатах может быть представлен следующим образом:

(9.24)

Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется деятельность предприятия в целом. В частности, прибыльность затрат балансовая (Пзб)рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей величине текущих затрат.

(9.25)

Прибыльность затрат чистая (Пзч)показывает, сколько чистой прибыли приходится на один рубль текущих затрат.

(9.26)

Прибыльность всех продаж (Пвп)отражает долю чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия.

, (9.27)

где ВР - выручка от реализации, ден.выр.;

Прочие Доходы - общая величина прочих доходов за данный интервал планирования (из модифицированного отчета о прибылях и убытках (табл.9.5)).

Коэффициент, соизмеряющий величины маржинальной прибыли и выручки от реализации, носит название ценового коэффициента (ЦК).

, 9.28.1)

где МаржПр - маржинальная прибыль.

Значение ценового коэффициента не зависит от объема реализации Продукции (работ, услуг). Данный вывод можно подтвердить с помощью представленных ниже преобразований формулы (9.28.1). Суть преобразований - представление общей величины переменных затрат (ПеремЗ)и выручки от реализации (ВР)как произведение объема реализации продукции и, соответственно, удельных переменных затрат на реализованную продукцию и цены на единицу продукции.

, (9.28.2)

где Vпр-ва - объем производства продукции в натуральном измерении;

ПеремЗ(ед) - переменные затраты на единицу реализованной продукции (удельные переменные затраты), ден.выр.;

Ц(ед) - цена на единицу реализованной продукции, ден.выр.

Таким образом, выражение (9.28.2) иллюстрирует, что при прочих равных условиях с изменением объема производства ценовой коэффициент остается неизменным.

Факторами, определяющими значение данного показателя являются:

Ø цена на реализуемую продукцию;

Ø цены на сырье и материалы (стоимость переменных затрат);

Ø структура реализуемой продукции;

Ø изменение технологии производства продукции.

Таким образом, можно сказать, что ценовой коэффициент характеризует соотношение цен на произведенную продукцию и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы. Аналогичную интерпретацию имеет коэффициент маржинальной прибыли (таблица 9.6).

Для того, чтобы оценить взаимосвязь маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности рассчитывается так называемый производственный рычаг.

, (9.29)

где МаржПр - маржинальная прибыль, ден.выр.;

ПОД - прибыль от основной деятельности, ден.выр.

Величина производственного рычага показывает, насколько увеличится прибыль предприятия при увеличении выручки на 1%. В частности, значение, производственного рычага, равное 3% говорит, что при прочих равных условиях увеличение объема реализации продукции на 1% приведет к росту прибыли на 3 процента.

При значительных величинах производственного рычага предприятие имеет возможность значительно повышать прибыль за счет небольшого увеличения объемов реализации продукции. Однако необходимо помнить, что производственный рычаг (как и любой другой рычаг) может действовать в обратную сторону. Иными словами, при значительных величинах производственного рычага при небольшом снижении объемов реализации продукции предприятие может иметь значительное сокращение величины получаемой прибыли.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что чем больше производственный рычаг тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов производства и реализации продукции. Таким образом, с увеличением производственного рычага возрастает риск «недополучения» дохода.

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности.При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:

1. Определение точки безубыточности - минимального объема выручки, при котором предприятие (организация) остается безубыточной.

2. Определение « запаса прочности » предприятия с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.

3. Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение «запаса прочности» предприятия (организации).

При неотрицательных величинах маржинальной прибыли для расчета точки убыточности (в денежном выражении) может быть использована следующая формула:

если ВР-ПеремЗ>0.

, (9.30)

где Тбез - точка безубыточности в денежном выражении;

ВР - выручка от реализации продукции, ден. выр.;

ПостЗ - величина постоянных затрат, ден. выр;

МаржПр - маржинальная прибыль, ден. выр.

Все перечисленные выше показатели должны относиться к одному и тому же периоду анализа.

Из выражения (9.30) видно, что для проведения анализа безубыточности обязательным условием является разделение затрат на переменную и постоянную составляющие.

В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.

если ВР-ПеремЗ<0

Тбез=ПеремЗ+ПостЗ (9.31)

Для того чтобы определить, насколько близко (или далеко) находится предприятие от предела, за которым деятельность предприятия становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.

Абсолютное отклонение от точки безубыточности в денежном выражений АбсОтклонение рассчитывается по следующей формуле:

АбсОтклонение=ВР-Тбез (9.32)

Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является так называемый «запас прочности».«Запас прочности» определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации продукции (работ, услуг).

, (9.33)

где ЗапасПрочности - запас прочности, проценты.

Запас прочности показывает, какова предельная доля снижения объем производства (в процентах от фактического), для того чтобы деятельность предприятия оставалась безубыточной.

Определение «запаса прочности» позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как это наблюдается при расчете абсолютного, отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации). Получив для первого и второго предприятия значения «запаса прочности» соответственно 14% и 37%, можно сказать, что второе предприятие является более устойчивым к изменению рыночной конъюнктуры с точки зрения получаемой прибыли.

Анализируя выражения (9.31-9.33) и исходя из логических соображений, можно сделать вывод, что на величину запаса прочности оказывают влияние три фактора:

Ø величина объема реализации продукции (работ, услуг);

Ø величина постоянных затрат;

Ø значение ценового коэффициента.

Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь «запаса прочности» с перечисленными параметрами перепишем выражение (9.33) следующим образом:

.

Отношение () представляет собой не что иное, как единицу, деленную на ценовой коэффициент.

. (9.34)

Факторы, определяющие величину «запаса прочности» являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения «запаса прочности» предприятия:

Ø увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина финальной прибыли положительна!);

Ø снижение постоянных затрат;

Ø увеличение ценового коэффициента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: