Основные группы финансовых показателей

Инструментами финансового анализа являются учетные коэффициенты, которые выражают отношения между различными показателями финансовых отчетов. Так как коэффициент выражает отношение между двумя значениями, то существует практически бесконечное количество коэффициентов, поэтому в целях экономии времени для проведения анализа необходимо сократить число показателей до необходимого минимума. Несколько видов коэффициентов могут отобразить достаточно точную картину эффективности работы и финансовой жизнеспособности компании.

В первую группу включают показатели, характеризующие состояние капитала (структура имущества, оборот капитала, принципы амортизации и т. п.), структуру привлекаемого капитала (структура вложений, доля самофинансирования), ликвидность активов. Вторая группа объединяет показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности активов, рентабельности продаж, рентабельности капитала, прибыльности и оборачиваемости чистых активов и др.

Первоочередными учетными коэффициентами являются:

- прибыль и прибыльность;

- коэффициенты рентабельности, включающие рентабельность продаж и рентабельность привлеченного капитала (инвестиций);

- коэффициенты эффективности управления;

- коэффициенты деловой активности;

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициенты финансовой зависимости.

Прибыль предприятия может быть: валовая, операционная, прибыль до уплаты налогов, прибыль после уплаты налогов и чистая нераспределенная прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между валовой выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. Операционная прибыль – это разница между валовой выручкой и расходами, связанными с реализацией продукции и административно- управленческими расходами. Прибыль до уплаты налога определяется как разница между операционной прибылью и процентными платежами по обслуживанию долга. Прибыль после уплаты налога равняется прибыли до уплаты налога минус налоговые платежи. Чистая нераспределенная прибыль равна разнице между прибылью до уплаты налога и суммой выплаченных дивидендов.

Прибыльность - это способность получать доход от своей деятельности. Она характеризуется соотношением

чистого дохода и объема продаж в стоимостном или натуральном исчислении; чистого дохода и совокупных активов;

чистого дохода и собственного капитала;

валового дохода и совокупных издержек.

Показателями, характеризующими прибыльность деятельности предприятия, являются:

- рентабельность продаж (прибыль на единицу реализованной продукции);

- общая рентабельность отчетного периода;

- рентабельность собственного капитала (эффективность использования собственного капитала);

- экономическая рентабельность (эффективность использования всего имущества организации);

- фондорентабельность (эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов);

- рентабельность основной деятельности (прибыль от реализации на 1 руб. затрат);

- рентабельность постоянного капитала (эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок);

- коэффициент устойчивости экономического роста (темп увеличения собственного капитала за счет финансово-хозяйственной деятельности);

- период окупаемости собственного капитала (число лет, в течение которых окупятся вложения).

Рассмотрим более подробно некоторые виды рентабельности. Основные показатели рентабельности показывают, насколько эффективно управляется предприятие. Заметим, что существует достаточно большое число показателей рентабельности, но мы рассмотрим две группы этих показателей:

• рентабельность продаж;

• рентабельность инвестиций.

Рентабельность продаж (RS) определяется из выражения:

RS = GP/GS)×100, % ( 15.1)

где GP – валовая прибыль, руб.;

GS – валовая выручка, руб.

В непроизводственных компаниях в качестве себестоимости продаж берутся закупки, скорректированные с учетом начального и конечного запаса, которые отражают применяемую надбавку или норму прибыли. В производственной компании себестоимость продаж включает затраты на сырье, рабочую силу и накладные расходы, вложенные в производство товаров, которые были проданы. Коэффициент валовой прибыли показывает эффективность производственной деятельности предприятия. Он также показывает эффективность политики цен на продукцию.

Рентабельность продаж может определяться на основе операционной прибыли, и этот показатель показывает рентабельность предприятия после вычета из выручки издержек на производство и сбыт товаров.

RNP = (NP/GS)×100, % (15.2)

где NP– операцонная прибыль, руб.;

GS – валовая выручка, руб.

Коэффициент операционной прибыли является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности компании и показывает способность администрации получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого коэффициента совместно с рентабельностью продаж можно получить хорошее представление о причинах, которые обусловили изменение рентабельности.

Несомненный интерес представляет рентабельность продаж, которая определяется на основе прибыли до уплаты налогов:

REBIT =(EBIT/GS)×100, %, (15.3)

где EBIT – операцонная прибыль до вычета налогов и процентных

платежей по кредиту, руб.

Этот показатель позводяет учесть влияние структуры капитала и способ финансирования компании на ее рентабельность. Единственным различием между этим показателем и рентабельностью операционной прибыли является влияние процентных выплат, поэтому при совместном рассмотрении двух данных показаелей рентабельности можно выявить влияние структуры капитала на рентабельность. Компания, которая постоянно имеет высокую рентабельность операционной прибыли, может постоянно иметь низкий показатель рентаюельности прибыли до уплаты налогов. Это объясняется слишком высокими процентными выплатами по сравнению с возможностями компании.

Используемый капитал предприятия включает акционерный капитал, чистую нераспределенную прибыль и сумму долгосрочных обязательств. Он может быть выражен как сумма активов минус краткосрочные обязательства. Для расчета показателя рентабельности капитала используется значение операционной прибыли, поскольку в состав используемого капитала входят долгосрочные займы, и из этого следует, что прибыль на эти займы должна быть рассчитана до выплаты процентов по ним.

RC = (NP/FA)×100, %, (15.4)

где FA – капитал компании, руб.

Рентабельность капитала является наиболее иллюстративным показателем общей эффективности управления предприятием, поскольку этот показатель отражает отношение результатов деятельности предприятия к общему количеству использованных средств. Данный показатель позволяет избежать искажений, которые могут возникнуть из-за различий в структуре капитала и финансирования. Он выражает эффективности, с которой использовались ресурсы компании, независимо от того, как они финансировались.

Следующий показатель рентабельности, который необходим при оценки деятельности предприятия, - рентабельность собственных средств. Он отражает прибыль компании, приходящийся на 1 руб. собственных средств капитала:

Прибыль после уплаты налогов

Рентабельность собственных средств= ————————---—— ×100, %. (15.5)

Собственные средства

Показатель представляет интерес, в первую очередь, для инвесторов, так как он показывает прибыль, приходящуюся акционерам предприятия. Для предприятия, основной целью которого является максимизация богатства акционеров, это показатель рассматривается как один из основных.

Показателем, выражающим эффективность использования активов предприятия, является рентабельность активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: