Правовая инфраструктура мирового финансового рынка

Мировая финансовая инфраструктура уже сегодня представляет крайне сложную многоуровневую систему, при этом большинство правовых норм, регулирующих поведение в ее рамках, можно отнести к середине ХХ века. Новая «глобальная финансовая инфраструктура» третьего тысячелетия будет представлять собой гораздо более многослойную концентрацию «игроков» на всех мыслимых уровнях с зачастую почти непостижимыми целями, концентрацию совпадающих и противоположенных интересов и потребностей и огромного множества средств их достижения. В условиях ослабления роли государств уже сегодня ощущается острая потребность в исправно функционирующем механизме регулирования этой системы.

В современных условиях в мировой практике выделяют две основные модели построения организационно-экономического механизма регулирования финансовых рынков:

s по секторальному (институциональному) принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов;

s по функциональному (целевому) принципу, при котором функции установления норм, направлений развития рынка, контроля, надзора и защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления. Такой вид регулирования называется прямым методом.

Методами прямого регулирования служат нормативные положения, решения и указания, исходящие от национальных и международных финансовых органов по отношению к непосредственным участникам мирового финансового рынка. Прямые методы регулирования применяются в одинаковой степени во всех секторах мирового финансовогорынка.

При применении прямых методов регулирования мирового кредитного рынка основными операторами являются центральные банки, коммерческие банки, министерства финансов, казначейства, международные финансовые организации. Прямые методы регулирования мирового кредитного рынка направлены на управление операциями банков и других кредитных учреждений на макроэкономическом уровне, координацию их деятельности в масштабе всего международного хозяйства, поддержание стабильности функционирования международной кредитной системы. Центральный банк, Минфин и другие субъекты прямого регулирования держат под постоянным наблюдением движение макроэкономических показателей национальной и международной экономики, таких как ВВП, индекс мировых цен, дефицит платежного баланса и др.

Регулирование мировых фондовых рынков осуществляется по двум направлениям: регулирование деятельности участников рынка и установление правил ведения операций на рынке ценных бумаг. К прямым регуляторам рынка ценных бумаг следует отнести и фондовые индексы, которые агрегируют рыночные цены (курсы) ценных бумаг и рассчитываются методами усреднения совокупности цен и выявления их общей динамики.

Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и другие, в течение последних 20 лет постепенно перешли к модели функционального регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США, начиная с 1999 г., осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов. Кардинальный шаг на этом пути предложил сделать министр финансов США Г.Полсон. Обнародованный 31 марта 2008 г. план Полсона включает в себя распространениепринципов саморегулирования на деятельность институциональных инвесторов вместо прямого регулирования со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and ExchangeCommission — SEC).

В краткосрочной перспективе предлагается повышение роли действующей при Президенте США Рабочей группы по финансовым рынкам (President’s Working Group on Financial Markets), которая должна получить функции межведомственного координирующего органа. В долгосрочной перспективе — создание объединенного органа, контролирующего практику бизнеса участников финансового рынка (Conduct of BusinessRegulatoryAgency — CBRA), в том числе защиту прав инвесторов, поглощающего функции нынешней SEC и опирающегося на саморегулируемой организации.

В ряде стран с развивающимися финансовыми рынками, включая Венгрию, Испанию, Украину и Казахстан, осуществляются шаги по переходу к модели функционального регулирования финансового рынка. В целом даже финансовые рынки таких наиболее близких по экономическому состоянию к Казахстану стран, как Россия, Белоруссия и Украина, показывают несовпадение динамики и направлений развития организационно-экономических механизмов их регулирования. Причем наибольших успехов в оптимизации системы органов регулирования добился Казахстан, который в 2004 г. сформировал эффективный мегарегулятор финансового рынка - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Однако, сегодня этот орган преобразован в Комитет при Национальном банке РК. Поэтому в системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регуляторов) следует выделить Министерство финансов, Национальный банк. Таким образом, с учетом отечественного и мирового опыта развития финансового рынка, при формировании современного организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка в Казахстане существуют три уровня: уровень законодательных органов, уровень государственных регулирующих органов, уровень саморегулируемых организаций.

Надо отметить, что, например, в Великобритании роль такого органа играет регулятор финансового рынка - FSA, а в США, возможно, эту работу будет выполнять предполагаемый новый регулятор - CBRA. По мнению многих экспертов, реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций — участников рынка (СРО), уполномочиваемых законом применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. Для законодателей многих стран саморегулирование является привлекательным решением, поскольку СРО напрямую финансируются отраслью, которую они регулируют. Ресурсы этих организаций не зависят от государственного бюджета и связанных с ним политических соображений, что гарантирует использование значительных средств на развитие отрасли посредством установления стандартов СРО и контроля за их соблюдением. На финансовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей частью, образуя самостоятельныйуровень механизма регулирования.

Принимая во внимание то, что международные финансовые процессы приобрели гораздо более организованный вид и проявляют большую устойчивость, их нельзя оставлять полностью бесконтрольными. Мировые финансовые рынки по своей природе нестабильны, поэтому необходимо создать правовую базу наднационального регулирования финансовых потоков. Уже сегодня можно привести примеры попыток такого наднационального регулирования. Глобализация идет по пути реструктуризации геоэкономического пространства мира. Уже сформированы в настоящее время три торгово-экономических суперблока: ЕЭС, НАТО и АТЭС. Данные блоки будут контролировать подавляющую часть мировых инвестиций. По расчетам экспертов, в 2015 г. не менее 70 % ВВП будет сосредоточено этих суперобъединениях или контролироваться ими.

Важную роль в регулировании мирового финансового рынка играют:

s специализированные организации ООН (Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная торговая палата, Международная федерация фондовых бирж);

s Всемирная торговая организация (ВТО);

s Международная организация комиссий по ценным бумагам;

s Международная организация органов надзора за финансовыми рынками;

s Парижский и Лондонский клубы кредиторов;

s региональные финансовые организации.

Ведущей межправительственной организацией, осуществляющей согласование политики в инвестиционной сфере и выработку единых наднациональных подходов к регулированию инвестиций, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 29 индустриально развитых стран.

К числу неправительственных международных организаций, содействующих развитию инвестиционного сотрудничества, относятся Международная торговая палата, Международная федерация фондовых бирж, Ассоциация участников международных фондовых рынков и другие региональные ассоциации.

Правовой основой международного регулирования служат международные конвенции и кодексы, международные инвестиционные соглашения, а также ряд положений, закрепленных в документах МВФ, группы Всемирного банка, ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО, где установлены определенные правила поведения зарубежных инвесторов.

К многосторонним международным конвенциям, имеющим особую значимость в регулировании инвестиций, относятся Вашингтонская конвенция о разрешении споров (1965 г.) и Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (1985 г.). Суть международных инвестиционных соглашений состоит в координации на двусторонней и многосторонней основах политики национальных государств и выработке общих правил регулирования в сфере международных инвестиций.

Двусторонние инвестиционные соглашения представляют собой специализированные соглашения между правительствами двух стран, проявляющих взаимный интерес в осуществлении инвестиций. Двусторонние инвестиционные соглашения регламентируют порядок инвестиционного сотрудничества в области прямых, а в ряде случаев и портфельных инвестиций, фиксируют конкретный механизм защиты инвестиций.

Региональные инвестиционные соглашения представляют собой специализированные соглашения, заключаемые правительствами стран, принадлежащих к одной региональной группировке. Предметом региональных инвестиционных соглашений является установление инвестиционного режима, гарантий инвесторам, урегулирование инвестиционных споров, обеспечение большей свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы внутри региона.

В последнее время наметилась тенденция заключения региональных инвестиционных соглашений между крупными странами и объединениями мелких государств региона.

Многосторонние инвестиционные соглашения предполагают участие любой заинтересованной страны в инвестиционном сотрудничестве и масштабный охват участников. Пока попытки координировать политику в области инвестиций на многостороннем уровне сталкиваются с существенными трудностями. Тем не менее можно констатировать формирование единого многостороннего подхода по ряду аспектов: правил регулирования инвестиций в форме вложения капитала, страхования, урегулирования инвестиционных споров, прав интеллектуальной собственности.

Несмотря на развитие процесса заключения межправительственных инвестиционных соглашений, регулирование международных инвестиций во многом зависит от национальных законодательств, определяющих действующую систему приема капитала. В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам, как правило, используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ,МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР. Оно в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.

Таким образом, в мировой практике существуют два возможных пути решения проблем регулирования мировых финансовых отношений, которые должны дополнять друг друга. Во-первых, это разработка международных принципов, стандартов и глобальных инструментов, способных обеспечить стабильность и предсказуемость финансовых процессов. При этом необходимо базироваться на уже существующих и отработанных принципах международного права. Необходимо создать единые правила поведения для сокоординации действия различных субъектов глобального экономического пространства. Действия участников глобальных финансовых процессов должны быть согласованы и подчинены универсальным нормам международного права. Это создаст универсальную структуру управления финансовыми процессами и систему финансовой безопасности мирового сообщества.

Во-вторых, формирование международной системы регулирования глобальной конкуренции и ограничительной деловой практики (как это происходит, например, в рамках ЕС или ГАТТ), с постепенным переходом к созданию специализированного международного института, наделенного правом регулирования главных форм международных экономических операций и сделок. Такой институт совершенно необязательно создавать заново. Можно рационально и эффективно использовать уже существующую базу МВФ, ВБ или ГАТТ. Главное, что полномочия такого института должны быть более широкими, чем у вышеназванных многосторонних институтов. Кроме того они должны приобрести качественно иной характер.

Таким образом, в ХХI веке мировое сообщество подойдет к необходимости создания универсальной организации, частного или государственного характера, способной принять на себя функции локального государственного управления, и тем самым создать систему глобального контроля за новой финансовой инфраструктурой. Функционирование такой организации будет невозможно без создания универсальной нормативной базы финансового сотрудничества. Такая база должна строится с учетом уже разработанных принципов мирного сосуществования и сотрудничества членов мирового сообщества.

3.3 Информационная инфраструктура мирового финансового рынка При принятии субъектом решений относительно действий на мировом финансовом рынке, одним из условий является полнота и достоверность информации о рыночной конъюнктуре, финансовой состоятельности контрагентов, условий совершения сделок и т.д. Процесс информатизации участников во многом зависит от состояния рынка телекоммуникационных услуг. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных торговых системе (ЭТС) приводит к революционным изменениям в сборе, обработке, передаче и использовании информации, а также к институциональным сдвигам в экономических системах, к снижению трансакционных издержек.

Функциональное назначение информационной подсистемы заключается в накоплении информации, предшествующей и сопутствующей биржевому процессу, предоставлении биржевой информации или результатов анализа биржевого процесса внешним пользователям. Основными требованиями, предъявляемыми участниками рынка к информационной подсистеме биржи, являются способность поддерживать большие объемы динамично меняющейся информации и оперативность ее обновления на мониторе пользователя. Информация поступает ко всем брокерам одновременно. Информация о биржевых процессах представляется не только в режиме "распространения" информации брокерам, но и в режиме ответов на стандартные запросы пользователей с рабочего места.

В современных условиях передача финансовой и деловой информации через Internet пред­ставляет собой самый быстрый, самый современный и эффективный спо­соб. На мировом финансовом рынке работают множество инфор­мационно-аналитических агентств, которые посредством Internet поставляют информацию в электронном виде.

В современных условиях сложились определенные системы международного обмена информацией между банками. В их числе общие сети платежной документации, канал для операций с кре­дитными платежными средствами (EPS-NET) и др. Применяются международные автоматизированные системы межбанковских расчетов: по торговле ценными бумагами - CEDEL, по валют­ным операциям и информационным услугам – «Рейтер монитор сервис». Хорошо развита система SWIFT, которая выполняет необходимые расчеты, обеспечивая ведение баланса и учет позиции каждого участвующего в операци­ях банка. По окончании операционного дня отчет по взаимным расчетам направляется в Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), а каждому банку-участнику передается информация по его счетам о взаимных расчетах.
 
Все информационные системы, обеспечивающие функционирование мирового финансового рынка, подразделяются на три большие группы: торговые системы, дилинговые системы и информационные системы. Торговые системы представляют собой электронные сети в
которых производится передача данных и подача заявок на проведение операций по покупке или продаже финансовых инструментов.Поскольку электронные системы создавались для решения конкретных задач различных финансовых рынков и бирж, единого определения таких систем в целом не существует. В настоящее время применяются системы трех видов, которые в целом можно охарактеризовать как электронные: s системы автоматизированного поиска совпадающих приказов (automated matching systems); s системы прямого дилинга (direct dealing systems)s вспомогательные системы, используемые при работе первых двух Системы автоматизированного поиска совпадающих приказов (automated matching systems). Сделки в таких системах производятся и регистрируются вавтоматическом режиме, тогда, когда происходит совпадение цензаявок на проведение операций купли-продажи ценных бумаг. Ценовой критерий при подборе заявок является основным и если участникрынка подает заявку в которой указана не соответствующая рыночнойконъюнктуре цена, то она не будет выполнена, что заставит данного участника либо отказаться от сделки, либо снизить цену до рыночного уровня.Конструкция торговых систем является полностью автоматизированной и участники могут даже не знать кто выступает их контрагентом в той или иной сделке.Торговые системы первоначально возникли как системы автоматизированного обеспечения торгов на фондовых биржах. В
качестве примера можно привести Нью-Йоркскую фондовую биржу
(NYSE), Лондонскую фондовую биржу (LSE), которые являются мировыми центрами фондовой торговли.Дальнейшее развитие торговых систем связано с выходом за пределы бирж и развитием внебиржевой торговли. Организация такой торговли предполагает выход на региональный уровень и подключение к торговле операторов, расположенных в различных частях страны и мира. Так, в США наиболее развитой являетсясистема внебиржевой торговли NASDAQ. Развитие электронных систем внебиржевой торговли требует принципиально нового уровня развития телекоммуникаций. Задача заключается в том, чтобы обеспечить быструю и точную передачу информации на большие расстояния. Дилинговые системы предоставляют своим пользователям реальную информацию о рыночных предложениях по проведению операций с теми или финансовыми инструментами. Системы этого вида используются на внебиржевых рынках. В этом случае систему нередко рассматривают как среду для осуществления операций, поскольку она представляет собой лишь канал для ведения контрагентами диалога по сделке, которая автоматически исполняется при достижении согласия. Диалог может иметь произвольный формат, а система гарантирует получение обеими сторонами идентичного текста. После заключения сделки система анализирует диалог и генерирует тикет сделки для бэк-офисов контрагентов.В отличие от торговых систем, в дилинговых фиксируется агент, подавший заявку и способ связи с ним. Получив интересующую его информацию, пользователь системы должен связаться со стороной, отправившей данную информацию и договориться о совершении сделки, которая проходит в традиционном порядке (подготовка договора, обеспечение гарантий, документы на проведение расчетов и т.д.). На мировом финансовом рынке наиболее популярна дилинговая система REUTER, а также достаточно широко известными являются системы CEDEL, SEAQ, International. Все эти системы построены по одному принципу и отличаются территориальным расположением, числом пользователей и другими особенностями.Применение электронной дилинговой системы Reuters Dealing 2000 и брокерских систем во многом определило развитие мирового валютного рынка. Информационно-торговые системы ведущих западных банков, соединенные между собой дилинговымисистемами, фактически создали глобальный межбанковский валютный рынок.Кроме того, с помощью информационной системы "Transaction " брокеры и дилеры могут в интерактивном режиме вести торговлю на важнейших мировых биржах или совершать финансовые операции с основными банками мира. В рамках этой службы действует всемирная электронная биржа "Globex".Третьим типом систем являются собственно информационные системы, которые просто обеспечивают передачу информации, не являющуюся рыночным предложением. Это могут быть сведения о состоянии рынка различной срочности и за разный период времени, отдельных его участников, о законодательных и нормативных актах, регламентирующих деятельность на рынке, данные о состоянии мировой и национальных экономик, политические новости и т.д. Для получения информации о состоянии финансовых рынков в режиме реального времени, а также финансово-экономических новостей от международных агентств используются международные информационные системы, такие как REUTERS, DOW JONES, CQG, BLOOMBERG, TENFORE, DBS и т.д. Остановимся подробнее на наиболее популярных из них.

REUTERS – эта английская компания, которая является ведущим мировым агентством новостей и финансовой информации. Оно не имеет себе равных по количеству, сложности и общему объему информации, поставляемой агентством банкам, средствам массовой информации и постоянно увеличивающемуся числу других деловых подписчиков. ведущим мировым агентством новостей и финансовой информации.

DataBroadcasting Corporation (DBC) – эта американская компания, предоставляющая финансовую, политическую и спортивную информацию в режиме реального времени с использованием спутниковой связи (Signal Broadcast), кабельной сети(Signal Online), по FM радио эфиру. На сегодняшний день 3 из 4, работающих на финансовых рынках США трейдеров, используют системы информации компании DBC, которая является ведущим провайдером на рынке информационных услуг в режиме real-time на территории США. ata Broadcasting Corporat www.dbc.com

В качестве примера можно привести систему, разработанную и запущенную в действие Межбанковским финансовым домом WinMoney. Данная система позволяет получать информацию практически в реальном режиме времени о состоянии всех основных сегментов финансового рынка - валютного рынка, рынка межбанковских кредитов, рынка государственных ценных бумаг, фондового рынка.Использование новых электронных техноло­гий, средств коммуникации, современного высо­котехничного оборудования обеспечивает более качественную и быструю передачу информа­ции, что дает возможность оперативно манипу­лировать финансовыми потоками в масштабах мирового хозяйства, удовлетворяя требования клиентов. Таким образом, электронные технологии открыли возможность для создания более сложных информационно-аналитических продуктов. В современных условиях возросла степень интеграции сегментов мирового финансового рынк. Высоким спросом на рынке пользуются программные продукты, способные обеспечить синхронное сопровождение операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг, рассчитать сравнительную доходность совершаемых операций, минимизировать фактор валютного риска. Вопросы для самоконтроля:

1) В чем заключается сущность инфраструктуры мирового финансового рынка?

2) Какие элементы составляют инфраструктуру мирового финансового рынка?

3) Какие существуют уровни регулирования мирового финансового рынка?

4) Почему фондовую биржу называют саморегулирующей организацией?

5) Какой институт осуществляет хранение финансовых инструментов?

6) Какой институт осуществляет регистрацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке?

7) Какие системы образуют информационную инфраструктуру мирового финансового рынка?

Тесты

1. Совокупность финансовых институтов, осуществляющих функции по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами - это:

a) биржа

b) инфраструктура

c) саморегулируемая организация

d) посредник

e) регистратор.

2. Совокупность элементов инфраструктуры, обеспечивающих фиксацию и учет перехода прав собственности на финансовые инструменты в результате их обращения – это:

a) торговая система

b) учетная система

c) расчетная система

d) организационная система

e) экономическая система.

3. Совокупность элементов инфраструктуры, обеспечивающих куплю или продажу финансовых инструментов - это:

a) торговая система

b) учетная система

c) расчетная система

d) организационная система

e) экономическая система.

4. Участник рынка, который уполномочен закономприменять правила разработанных им стандартов, к своим членам – это:

a) депозитарии

b) регистраторы

c) клиринговые организации

d) биржи

e) посредники.

5. Юридическое лицо, осуществляющее сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных о реестре владельцев ценных бумаг эмитента – это:

a) депозитарий

b) регистратор

c) информационный центр

d) биржа

e) посредник.

6. Учреждение,деятельность которого заключается в сборе, сверке, корректировке информации по заключенным сделкам с ценными бумагами, осуществлении зачета по их поставкам и расчетов по ним – это:

a) депозитарий

b) регистратор

c) клиринговая организация

d) биржа

e) посредник.

7. Организация, которая хранит ценные бумаги по поручению клиентов и реализует их право по этим бумагам – это:

a) депозитарий

b) регистратор

c) клиринговая организация

d) саморегулируемая организация

e) посредник.

8. Электронные сети, вкоторых производится передача данных и подача заявок на проведение операций по покупке или продаже ценных бумаг, используются в:

a) торговой системе

b) учетной системе

c) расчетной системе

d) информационной системе

e) информационно-дилинговой системе.

9. Электронные сети, через которые передается пользователям реальная информация о рыночных предложениях по проведению операций с теми или финансовыми инструментами, используются в:

a) торговой системе

b) учетной системе

c) расчетной системе

d) информационной системе

e) информационно-дилинговой системе.

10. Электронные сети, которые обеспечивают передачу информации, не являющуюся рыночным предложением, используются в:

a) торговой системе

b) учетной системе

c) расчетной системе

d) информационной системе

e) информационно-дилинговой системе.

Литература

1. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

2. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

3. Виды профессиональной деятельности и финансовые институты //Электронный ресурс::https://enbv.narod.ru/text/Econom/str.html.

4. Лансков П. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования // Электронный ресурс:: https://www.partad.ru/newsletter/rcb.

5. Электронные торговые системы // Электронный ресурс:: https://www.sergioforex.com.

6. Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Биржевая и финансовая информация // Электронный ресурс:: https://www.marketing.spb.ru/read/m9/3.htm.

7. Информационные технологии в международных валютных, расчетных и финансово-кредитных операциях. СВИФТ // Электронный ресурс:: https://vuzlib.net/beta3/html/1/1558/1608/.

8. Моисеев С.Р. Глобализация финансовых рынок: миф или реальность? // Электронный ресурс:: https://www.mirkin.ru/_docs.

9. Т елекоммуникации финансовых рынков // Электронный ресурс::https://tradeforecast.biz/ru/usefull/121.

10. Основные международные тенденции в развитии бирж // Электронный ресурс:https://www.old.rcb.ru/Archive.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: