Основные теории познания

Гносеология – раздел философии, изучающий сущность, границы, пути, виды и формы одной из форм человеческой деятельности - познания. Проблема познаваемости мира уже рассматривалась нами в разделе основных философских направлений. Совершенно очевидно, что философов, которые отрицали бы принципиальную возможность познать мир просто нет. Есть те, кто считает, что возможности нашего познания ограничены. Поэтому процесс познания и его особенности – неизменная тема философских размышлений практически любого философа.

В истории философии сложилось несколько принципиальных подходов к сущности познания. Об одном из них мы говорили в связи с теорией объективного идеализма Платона. Вспомните: мир земной есть лишь бледная копия мира идей. Наши души, странствуя из одного мира в другой, несут в себе информацию о том, что они «видели» в ми-ре идей. Однако информация эта проявляется лишь тогда, когда душа сталкивается с чем-то совершенным, идеальным. Тогда душа начинает смутно припоминать то, что ей было некогда ведомо. Фактически мы не познаем окружающий нас мир, а вспоминаем сущность, лежащую в основе земных предметов, явлений, процессов. Это, так называемая теория припоминания. Она могла возникнуть тогда, когда процесс познания еще не был достаточно изучен во всех своих особенностях. Но это не значит, что теория эта неглубока, что она носила временный, преходящий характер. Она продолжает жить, хотя и в значительно преобразованном виде, в представлении о так называемых врожденных (у Канта – априорных, то есть доопытных) идеях, которое было весьма популярно в эпоху Нового времени.

В настоящее время широкое распространение приобретает и теория, которая подробно рассматривается в работах индийского философа Шри Ауробиндо. В нашей стране поклонником и популяризатором ее был ученый-физик В.Налимов. Развивая дуалистические представления восточной философии о фундаментальных особенностях нашего мира, эта теория рассматривает процесс познания как улавливание той информации, которая уже разлита во Вселенной. Наш мозг является своеобразным приемником этой информации. В зависимости от настройки, он может принимать более или менее тонкие (грубые) вибрации. Каждый получает лишь ту информацию, которую он может воспринять и понять.

Наиболее разработанной и широко признанной является теория познания как отражения. Именно в этом направлении развивались представления о познании на протяжении всей истории развития философии. В самом широком смысле эта теория рассматривает процесс познания как восприятие и переработку сигналов внешнего мира, поступающих к нам через органы чувств. Именно понятия и проблемы этой теории мы рассмотрим в дальнейшем изложении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: