Правовое регулирование расходов на капитальное вложение, социально-культурные мероприятия, оборону и содержание аппарата государственного управления

Капитальным вложениям (затратам на воспроизводство основных фондов) принадлежит значительная роль в развитии общественного производства, его эффективности и в конечном итоге — удовлетворении потребностей общества. Нормативным актом, закрепляющим основные положения о деятельности в данной сфере, является Федеральный закон № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» .

В соответствии со ст. 1 указанного закона капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том числе находящегося в государственной или муниципальной собственности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует законодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов, в роли которых могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, в том числе иностранные.

В ст. 10 Федерального закона № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» заложены основы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов государственной власти. Выделяют два направления взаимодействия.

· Вертикальное взаимодействие, выражающееся в четкой иерархии, соподчиненности органов. Основное вертикальное взаимодействие осуществляется между Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

· Горизонтальное взаимодействие — между органами, имеющими в данной сфере равный правовой статус. Горизонтальное взаимодействие выражается в совместной работе, согласовании, проведении совместных заседаний и т.д.

Расходы на социально-культурные мероприятия охватывают образование и подготовку кадров, культуру и искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Среди социально-культурных мероприятий ведущее место занимают образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.).

Основой государственных гарантий получения гражданами России образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. В негосударственных образовательных учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных и муниципальных. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Также значительны государственные расходы на здравоохранение. Наряду с коммерческими стоматологическими поликлиниками, получают развитие также консультационно-диагностические центры, различные лаборатории. Платные услуги населению предоставляются взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Помимо средств бюджета, средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть также:

· дополнительные заказы местных органов самоуправления, вышестоящих органов управления с выделением дополнительных ресурсов на их реализацию;

· часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за ущерб, причиненный нарушением санитарных норм, загрязнением окружающей среды;

· средства, полученные медицинскими учреждениями с юридических лиц, по вине которых граждане получили расстройство здоровья;

· часть средств, сэкономленных в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы граждан и юридических лиц. Эти средства поступают в единый фонд финансовых средств и расходуются на общих основаниях, если вносившие не указали целевое их назначение. Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Средства, полученные из всех источников, образуют единый фонд финансовых средств учреждения и расходуются по смете учреждения здравоохранения.

Финансирование расходов на оборону осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» . Названная статья устанавливает, что реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации. Расходы на выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач, не связанных с их предназначением, осуществляются по решениям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовая основа финансирования деятельности по обеспечению безопасности в Российской Федерации заложена ст. 20 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446—1 «О безопасности» . В названной статье указывается, что затраты на обеспечение государственной безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий являются предметом совместного финансирования федерального бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

Финансирование конверсии оборонной промышленности регулируется Указом Президента РФ от 22.11.1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета» .

В предусмотренных федеральным бюджетом расходах на финансирование федеральной целевой программы конверсии отдельно выделяются расходы на:

· проведение конверсируемыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ гражданского назначения, в том числе работ по разработке технологий двойного применения, внедрению военных технологий в производство продукции гражданского назначения, созданию производства продукции гражданского назначения на основе высвобождающихся производственных мощностей;

· предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе на финансирование инвестиционных программ конверсии;

· предоставление компенсаций конверсируемым организациям и социальных выплат их работникам.

Объем указанных расходов должен соответствовать требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

Средства федерального бюджета на возвратной и платной основе предоставляются конверсируемым организациям на финансирование инвестиционных программ конверсии организаций по итогам конкурсного отбора указанных инвестиционных программ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации , и перечисляются на специальные банковские счета конверсируемых организаций. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, российским организациям могут предоставляться связанные бюджетные кредиты на финансирование целевых закупок у конверсируемых организаций производимой ими продукции (работ, услуг) гражданского назначения.

Государственная поддержка инвестиционных программ конверсии также может осуществляться путем предоставления конверсируемым организациям на конкурсной основе Правительством РФ государственных гарантий под заемные средства (в виде кредитов и облигационных займов), привлекаемые для инвестирования в такие программы.

Большую часть расходов на общегосударственное управление традиционно составляют затраты на функционирование аппарата государственного управления: исполнительных органов государственной власти, налоговых и финансовых органов.

Объем расходов на функционирование федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами, в которых отражаются потребности данных органов в бюджетных средствах, исходя из фактических затрат на одну административную или штатную единицу.

Основными актами, определяющими объем расходов на содержание аппарата управления, являются следующие.

· Штатное расписание , в котором указывается структура органа государственного управления; наименование должностей руководителей, их заместителей и специалистов; количество штатных единиц по каждой должности; схема должностных окладов; возможные надбавки (за выслугу лет, за секретность, за напряженный график работы и др.), месячный фонд заработной платы по должностным окладам. Штатное расписание должно составляться в соответствии с законодательством о штатах и заработной плате.

· Смета доходов и расходов представляет собой финансово-плановый акт, в соответствии с которым осуществляются поступление и расходование бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Ассигнования, предусмотренные сметой, не могут превышать тех, которые установлены бюджетом на содержание соответствующего органа. Не допускается расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой.

5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: