Социальная педагогика права

О педагогическом подходе в праве. В юридической науке хрестоматийны идеи интегративного подхода к праву, действию права, свойствам правовых норм, правотворческой, правоприме­нительной и правоохранительной деятельности и др., которые только и способны обеспечить достижение нужного социального и правового результата. Признается, что наряду со специально юри­дическим необходим и «социологический» подход. Последний предполагает (в числе других) и личностный подход, реализацию формулы «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых «вещей». Личность не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет чело­веческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях бесспорен, ибо та­кова гуманистическая природа права.

Все эти верные положения трансформируются, однако, в не­достаточно полное понимание человека, личности, групп. Л.И. Петражицкий на заре XX века дополнил нормативный подход психологическим («психологическая школа права»). Развивался и социологический подход. Когда речь идет о личности и связанным с ней «веером» социальных факторов, говорят о «регулятивном воздействии», «идейно-мотивационном характере», «внутренних (моральных) началах», «влиянии на поведение», «вызове поступков», «обеспечении правомерного характера деятельности» и т.п. Все они представляют собой поведенческо-деятельностные харак­теристики личности и групп. Получается, что право напрямую воздействует на психику и только по ее имманентным законам вы­зывает ответные реакции. Между тем педагогические особенности людей имеют немалое значение.

В работах по теории права практически не встречается кате­гория «педагогика» и ее производные (упоминается лишь катего­рия «воспитанием, но без ее надлежащего педагогического рас­крытия), нет понимания и учета стоящей за ними педагогической реальности. Можно думать, что образованность граждан, их вос­питанность (упоминается лишь правовая воспитанность), обученность и развитость, соответствующие педагогические системы, су­ществующие в обществе, не имеют никакого значения в совокуп­ности факторов, относимых к социальным и оказывающим влия­ние на правовую действительность. Бесспорно, что социальные факторы связаны с психологией, но столь же бесспорно, что пси­хологические признаки не исчерпывают сущности и качественного своеобразия человека, личности, социальных групп. Верная мысль правоведов, что недооценка «человеческого субстрата» ущербна для юридической практики, вполне относится к сложившейся си­туации. Поэтому есть необходимость детально разобраться во взаимосвязях права и педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: