Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой

Области соприкосновения правоохранительной деятельно­сти спедагогикой. Педагогические аспекты имеются в деятельно­сти всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общест­ва и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические осо­бенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохра­нительной деятельности каждого специалиста с педагогикой.

Первая область соприкосновений, — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Таковы все социально-педагогические факторы, рассмотренные в лекции 2 и особенно в параграфе 2.4. Сотрудник наиболее часто обнаруживает проявле­ния общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученности соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, при совершении сделок и др. Это повсеместно встречающийся факт и закрыть на него глаза не­возможно. Плохо, когда он не усматривается, не понимается, не оценивается, ибо это не способствует успеху решения профессио­нальных задач сотрудником,

Вторая область соприкосновения, - возникающие при осу­ществлении правоохранительной деятельности проблемы и необ­ходимость их решения на основе рекомендаций педагогики Зна­чительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятие их во внимание при решении и изменение их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснения, обогащать зна­ниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправ­лять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан.

Третья область соприкосновения влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость оче­видна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотруд­ник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может.

Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность сотрудника и ее результаты профессионализма (образо­ванности, обученности, воспитанности, развитости) других со­трудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его соб­ственное мастерство взаимодействия с нами.

Таким образом, правоохранительная деятельность объектив­но, независимо от чьей-то воли и желаний, сталкивает сотрудни­ков с педагогическими факторами, которые ставят их в опреде­ленные условия решения профессиональных задач, влияют на них и на те, на которые они сами влияют. Поэтому правоохрани­тельная деятельность объективно предъявляет и требования к профессионально-педагогической подготовленности ее субъектов - сотрудников правоохранительных органов.

Однако есть особенности в деятельности разных специали­стов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условия­ми, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специали­стов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленно­сти.

Виды правоохранительной деятельности - разновидности педагогической. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических за­дач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических обра­зовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием.

Виды правоохранительной деятельности с педагогической функцией. Для второго вида деятельностей специалистов, долж­ностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существую­щие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или об­служивающий достижение главной профессиональной цели харак­тер. Это — деятельность всех категорий руководителей (началь­ников, командиров), работников управленческих аппаратов, уча­стковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппара­тов, автоинспекторов и др.

При осуществлении педагогической функции необходимо ак­тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, ор­ганизационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио­нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио­нально-педагогическая обученность.

Виды правоохранительной деятельности с социально-педагогическим влиянием на граждан. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранитель­ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогиче­ских воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, дейст­вий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также пе­дагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требова­ния и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право­охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопро­сов (например, успех-неуспех в наведении порядка в обществен­ных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террори­стических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с кото­рыми обращаются граждане и др.).

Педагогический (социально-педагогический) эффект от кон­такта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:

- возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведе­ния, умения вести правомерно,

- воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;

- побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенче­ских и бытовых привычек и повышению правовой требовательно­сти к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспи­танию;

- воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания
ими закона как высшей государственной нормы справедливости и
добра;

- понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;

- в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра­воохранительным органам и др.

Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30—40 миллионов в год), они час­ты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливают­ся в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и про­изводят реальный эффект изменения правосознания и других эле­ментов их правовой культуры. Вопросы только в том — сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона­лизма — профессионально-педагогической информированности.

К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относят­ся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канце­лярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: